Ирина Богушевская. Городская чайка


Эксклюзив от Ирины Богушевской: MP3 песни "Остановка"

 Выносить в себе свой персональный мир весьма в наш век унификации непросто. Сделать свой мир не просто отличным от окружающего, но и комфортным для обитания - ещё сложнее. Но сотворить этот мир ещё и эстетически привлекательным и явить его окружающим - задача практически непосильная. По сути, все творцы, движимые не только естественными и понятными мотивами, - прославиться, заработать или понравиться противоположному полу, - а чем-то и помимо этого, стараются эту задачу решить. Но удаётся это единицам. И одна из тех, кому это, кажется, удалось - московская певица Ирина Богушевская.
Ирина Богушевская  Писать о ней - задача для журналиста куда как непростая. Из материала в материал кочует то, что наиболее доступно и лежит на поверхности - какие-то биографические материалы, сведения, или, - у самых дотошных, - интервью. Однако я лично нигде не встречал более-менее внятного рассказа о её творчестве, дальше попыток стилевых определений её музыки и сравнений Богушевской с кем-то из классиков дело не идёт. Уверен - дело не в некомпетентности пишущей братии (просто по закону больших чисел кто-то грамотный бы да нашёлся), а в чём-то, что делает эту тему неприступной. Песни Ирины просты и естественны по восприятию, но достигается эта простота приёмами, с технической точки зрения весьма изощрёнными. То есть едва ли не тот идеальный баланс талант/ремесло, без которого шедевры не рождаются. А с другой стороны - ну кого та техника интересует? Музыковедов разве что. А нам, простым слушателям, важно иное. Нам важно, чтобы, пышно выражаясь, струны наших душ были затронуты услышанным. А мне, как человеку пишущему, важно, чтобы струны душ читательских были затронуты написанным. Поэтому расскажу, пожалуй, я не о творчестве Ирины (всё равно не получится), а о том, как эта музыка постигалась одним отдельно взятым индивидуумом - мной.
  Как это часто бывает, сначала в поле зрения попадает только имя. Вот есть такая Богушевская, песни поёт. Услыхал о ней я года четыре назад, причём, как это у нас водится, в наиболее привлекательном для прессы ракурсе - как о бывшей жене Алексея Кортнева. Самое, так сказать, значимое. О музыке же упоминалось вскользь, как о неком "современном шансоне", что, признаться, настораживало, ибо кто-то очень умный у нас уравнял с шансоном блатняк, к которому я, при всём уважении, достаточно прохладен. Но при взгляде на немногочисленные в прессе фото образ складывался скорее натуры утончённо-нарочито страдающей и манерной. Не везёт Ирине с фотографиями почему-то. Такой вот образ в голове моей и закрепился. И первое знакомство непосредственно с её музыкой удачным для себя я тоже не назову. "Наше радио" в меру своего разумения о хитовости выставило в ротацию "Прощай, оружие", песню, как мне кажется, отнюдь не самую яркую и запоминающуюся. Покрутило, покрутило, да и отставило за невостребованностью. После чего все восторги знакомой, прикупившей по какому-то случаю "Книгу песен" воспринимались мной с долей иронии, мол, я-то, прожжённый меломан знаю, что есть музыка, а это так - бирюльки эстетские. Послушать же сам альбом я, естественно, не удосужился, и так, мол, всё ясно.
  Тут я, пожалуй, малость отвлекусь. Вот интересно всё же насколько грамотная подача может помочь, а неграмотная - соответственно испортить восприятие чего-либо. Ну не услышь я случайно (об этом ниже) концерта Богушевской, так до сих пор и был бы обделён этим волшебством. И обидно то, что к артистам проблемы подачи себя не относятся, даже самый адекватный в этом плане музыкант позиционировать себя самостоятельно не может, не та его задача. А люди, занимающиеся этим профессионально, пока оставляют желать лучшего именно как профессионалы. И опять же не в персоналиях дело, просто у нас напрочь отсутствует культура подачи музыки на рынок. Какие-то сдвиги в этом уже есть, но в массе всё настолько запущено... И не попадающий почему-либо в сферу интересов немногочисленных цивилизованных промоутеров артист обречён, увы, на весьма небезоблачное существование, сколь бы он талантлив не был. Но это так, реплика в сторону, больно уж к Богушевской оно подходит...
  Ирина Богушевская на Однако вернёмся к ней самой. Прозрение моё в отношении её творчества случилось ничем не примечательной ночью дома на диване. Случайное нажатие четвёртой кнопки пульта телевизора повергло меня в настоящий культурный шок. Я пялился в экран не в силах оторваться от того нехитрого, что в нём творилось. Мужчина беседует с женщиной, которая время от времени поёт под аккомпанемент электронного пианино. Это была "Антропология" с участием Богушевской, и песни, там звучавшие, хотелось слушать бесконечно. Из той программы мне запомнились "Рио-рита" и "Колыбельная", но этого было достаточно. Я попал. Жить без этого можно было бы и дальше, но какой-то частички настоящего в этой жизни бы не хватало. А их и так немного, тех частичек, поэтому я начал судорожно навёрстывать упущенное ранее. Перелопатив светлой памяти Горбушку я нашёл-таки чудом сохранившуюся от распроданного уже тиража "Книгу песен", которая тут же оккупировала мой плеер. Не сказать, что я от всего там имеющегося в безоговорочном восторге, но нескольких песен, продравших до самых, неведомых мне самому, моих глубин на одной кассете достаточно для попадания её в личную золотую коллекцию. Я - достаточно современное дитя эпохи, в сентиментальности если и признаюсь, то только спьяну, да и то своему же отражению в зеркале, но слёзы в конце "Рио-риты" не навернутся, на мой взгляд, лишь у полного духовного инвалида. Да за одно это дарованное ощущение я готов петь осанну тому, кто это сделал. А у Богушевской это далеко не единственная песня, цепляющая за что-то там внутри. Потом были ещё походы на концерты, я всячески всем расхваливал и настоятельно рекомендовал сходить, или просто послушать это чудо, передарил кучу вновь изданных к тому времени "Книг песен", докатился даже до того, что сам пел это под гитару, и это насилие над слухом окружающих и ни в чём не повинными песнями полностью на моей совести... Но остановиться я не мог.
Настоящая артистка   А потом, когда наваждение потихоньку стало сходить, стало мне интересно: а какова Ирина сама? Артист может ох как отличаться от того, что он делает на сцене, а может, наоборот, - срастись со своим образом, исказив реальную личность до неузнаваемости. Ну, а где проще всего найти информацию о ком-то? В инете, естественно. И вот, набрав по буквам на одном из концертов продиктованное http://www.bogushevich.theatre.ru, я в очередной раз остолбенел. Сразу скажу, что совершенно искренне считаю сайт Богушевской - лучшим офисал пейджем артиста из всех, мною виданных. Оно и немудрено, с учётом дизайнерства Алексея Соловьёва (читавший "Столицу" да улыбнётся!) и разработки студии Артемия Лебедева. Откуда, спросите, деньги у бедного музыканта на такую марку? Да ниоткуда. Сами сделали, забесплатно. И их её творчество проняло. Но по сайту полазьте сами, а я пока продолжу. Так вот, из вычитанного там о Богушевской сложился крайне привлекательный образ женщины, умеющей чувствовать, ценящей позитивные ощущения и, более того, как-то научившейся их продуцировать. К сожалению, сейчас оттуда убран рассказ Ирины о себе, о своём восприятии мира, вместо этого там ответы на вопросы из зала. Так вот, из убранного меня очень порадовали рассуждения Ирины о позах. Не камасутровых, как она там же пояснила, а о тех, в которых люди являют себя окружающим. Я уж умолчу о прекрасном языке, которым всё это написано, это само собой в случае с Богушевской подразумевается. Сама суть замечательна. Ирина выбрала для себя позу быть естественной. Странновато звучит, да? Поза - естественной. Но вдуматься если, то никакого противоречия, а напротив - всё очень даже ясно и просто. Раз уж всё равно себя приходится как-то адаптировать к окружающему, то ты волен сам выбирать ориентиры, по которым строить свой подход к миру. Так зачем всё усложнять, если можно руководствоваться чем-то простым и ненадуманным. Ну вот любит она борщ готовить, но и большой певицей, Певицей хочется быть. А для этого мало песни великолепные писать и прекрасно их петь. Нужно, чтобы тебя ещё и признали этой самой Певицей. А народ у нас тоже простой, сказки любит. Вот и Настоящая Певица - это должен быть какой-то мифический персонаж, весь не от мира сего, ну какой, на фиг, борщ? А ей хочется. И вот, внутри Богушевской борщ Певицу перевесил. Это ж суметь надо походя свести пафос борьбы тщеславия со смирением к анекдотической дилемме борщ/Певица! Такому человеку искренне хочется пожать руку. А красивой, плюс ко всему, женщине Ирине Богушевской - эту руку поцеловать.
  А пока я постигал для себя все эти чудеса, творчество на месте не стояло. Богушевская выпустила новый альбом, назвав его самым естественным для себя образом - "Лёгкие люди". Под это дело была сделана и новая концертная программа. Вообще концерты Ирина некогда давала в сопровождении СЛУЧАЙНОГО ОРКЕСТРА - гибрида процветающего нынче НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ и неведомого мне по сей день ОРКЕСТРА ФОРСМАЖОРНОЙ МУЗЫКИ. Этим же составом и записывалась "Книга песен". Однако случайность оркестра дала всё же о себе знать, музыканты разбежались по родным пенатам-коллективам, а Ирина осталась вдвоём с клавишницей ОФМ Светой Мочалиной. Их программа носит имя "Шоу для тебя одной", если кто не видел - сходите обязательно, ибо она может и кануть. Игралась она несколько сезонов в ЦДХ и ему подобных площадках, но новый материал потребовал нового воплощения и летом 2000 Богушевская набирает новый состав. Весь прошедший уже почти сезон программы существовали параллельно, но что будет в дальнейшем пока не ясно, так что ловите момент. Рецензию на "Лёгких людей" мы публикуем в этом же номере, а вот концертная деятельность с выходом альбома, как оно и положено, оживилась. Во всяком случае, в той же "Афише" имя Богушевской появляться стало куда чаще. Сама программа выстроена очень грамотно и полностью своё название оправдывает. Нет, поводов для печали меньше не стало, но жизненный опыт уже подсказывает, что лучше печалиться светло. И поэтому у печали не бес, а ангел, да ещё и в бодрых латинских ритмах. "Городская чайка" - гордая птица, попавшая в силки безответной любви - изумительный образ. Время, текущее мимо нас - это что-то из неведомых мне философий, но явлено так, что даже неучу мне осязаемо. Мастерски небрежная зарисовка зимнего побережья: "Песок заснежен, где ты летом был так пьян, так нежен..." - тени прошлых чувств. Недостатка в материале Ирина не испытывает, много неизданного в запасниках, да и новые песни пишутся, творческого кризиса не наблюдается.
В антракте  Но это всё слова, статья - слова, а словами музыку не передать. Музыку надо слышать. С любезного разрешения Ирины мы сопровождаем материал не издававшейся на носителях песней "Остановка", слушайте, наслаждайтесь. А вообще - не поленитесь, сходите на концерт, живая игра - она живая игра, актриса в Богушевской умирать не собирается, её концерты - это не "дама, поющая с каменным лицом", это мини-спектатли. Богушевская способна органично эмоционально обрамить и безысходную "Дэнсинг-гёрл" Вертинского, и собственный хулиганский "39-й трамвай", и нежнейшую "Колыбельную". Вот такие она даёт концерты. А ещё растит сына, занимается единоборствами, ходит в театры, ничего не делает, читает книги, лазит в интернете и просто живёт, чем наслаждается. Простая певица Ирина Богушевская.

Тим

Используются технологии uCoz