Музыкальный Вестник. К содержанию


ДЕТИ ПИКАССО. Носители Духа.


MP3: песни "Cона Яр", "Яман"

Гая Арутюнян

 Есть в жизни простого меломана один отрадный момент. Вот слушаешь музыку, слушаешь, новое для себя находишь, отбираешь то, что можешь слушать. А иногда наткнёшься на что-то такое, что несёт в себе нечто, услыхав которое, понимаешь: этого ты не можешь НЕ слушать, и ток по спинному мозгу: "Вот оно!". Нечасто такое случается. Но зато когда случится - всё, ты попал. Потом оно, конечно, притупится, пообвыкнется, уши уже нового потрясения жаждать станут, но пока ещё свежо и играет - бесценное ощущение. И со временем начинаешь задумываться, а что же именно несут в себе способные на такое музыканты? Существует, видимо, некий Дух, отвечающий за это самое "нечто", и вот наличием этого Духа такие музыканты и выделяются .

  К чему я это всё? Знакомьтесь: ДЕТИ ПИКАССО. Обычная московская группа, ничем примечательным из сонмища клубных сотрясателей воздуха не выделяющаяся, имя на афише на глаза попадётся - не заметишь. Мало ли их таких. Однако дадим отдохнуть логике и воспоём Его Величество Случай. Представим, что по его прихоти на концерте ДЕТЕЙ вы всё же оказались. И что? И всё. Мне не представить степени глухоты того гипотетического слушателя, которого ЭТО не прошибёт. Почему гипотетического? Да просто в жизни я таких не встречал. Ну, положим, мало еще тех, кто слышал, чтобы говорить обо всех, ну дак что ж теперь? Посочувствуем неслышавшим - с одной стороны, и порадуемся - с другой: им, ведь это ещё предстоит. Не всем? Ну, а те, кто не все, что ж... Я, вот, в Лувре, например, не был...

  И дабы мои слова не показались порожним восхвалением чего-то лично мне в душу запавшего, процитирую кое-кого из великих: "Супер-группа!" (Л. Фёдоров, АУКЦЫОН); "Нет слов..." (Владимир Волков, ВОЛКОВ-ТРИО); "Я готов ходить на каждый концерт группы!" (Игорь Дынга, КУЙБУЛ). И это далеко не всё. Впечатляет, не правда ли? Такие люди произносят такие слова в адрес никому толком не известной команды - интригует. Что же они играют? А вот это уже самое интересное, и, как и положено самому интересному, останется-ка оно на конец. А начнём мы с истории группы.

  Жили-были брат с сестрою, да в Москве, в семье приличной. Звали их Карен и Гая, и принадлежали они к славному армянскому роду Арутюнянов, некогда пустившему метастаз и в российскую столицу. Для повествования сие существенно, так как на многое в нашей истории повлияло. Чем же, спросите? Секундочку, не всё так быстро. Так вот, выросшие на Пастернаке, King Crimson и художниках-модернистах и не только их, детишки, по достижении возраста, требующего уже какого-то самовыражения, самовыражаться начали в музыке, как в сфере, наиболее удалённой от основного рода занятий как будущего архитектора Гаи, так и будущего специалиста горного дела Карена. Первым плодом их самовыражения стала группа ЧАДОСТИ, музыку которой однозначно определить крайне проблематично. Карен: "Мы тогда вообще ни о чём не думали, играли всё, что в голову взбредёт, лишь бы выдать". И надо сказать, что первый блин комом не стал, регулярно играющие по клубам ЧАДОСТИ довольно быстро обросли поклонниками из числа энтузиастов нетрадиционных музыкальных и прочих форм, а их self-made-альбом был даже назван журналом "Неформат" лучшим релизом девяносто, по-моему, восьмого года, во как! Но всё течёт, всё меняется, и со временем рамки хулиганской эстетики стали поврослевшим Карену с Гаей тесны. Вот с этого-то времени история уже не чад, а ДЕТЕЙ ПИКАССО и начинается.

  Для начала - почему именно Пикассо. Карен: "Сначала песня появилась, а потом уже и название на группу перенесли, случайно, в общем-то". Гая: "Э-э, это у тебя случайно! А вообще, вот смотри - Пикассо. Человек, в совершенстве владевший всеми академическими техниками в один прекрасный момент малюет что-то невообразимое и ставит все теории искусства с ног на голову. Человек смог забить на все каноны и уловить суть. Он во многом определил ход развития искусства в двадцатом веке вообще". Карен: "Ну, не он, так кто-то другой был бы..." Гая: "Ага, тогда и мы были бы, может, детьми кого-то другого". И вот здесь уже звучит ключевое - забить на каноны ради поиска сути. Стадией забивания на каноны как раз ЧАДОСТИ и послужили, вот уж чем-чем, а канонами там и не пахло, а вот на новый этап - поиска сути - выходят уже ДЕТИ ПИКАССО.

 Сдаётся мне, что упомянутый выше Дух уже тогда начал присматриваться к Карену с Гаей, как к потенциальным своим носителям. А может, всегда в них и сидел, только ждал момента проявиться, материи тут тонкие, кто их, Духов, разберёт. Но, как бы то не было, и в ДЕТЯХ ПИКАССО проявился он не сразу. Поначалу ребята делали очень вкусную смесь из фанка, диско, психоделики и кучи ещё чего, сплавляя всё это в очень достойный и органичный продукт. Да, здорово, да, талантливо, но такого, чтобы, как говорится, ломом в ухо - не было. Красивая подлинной не то, чтобы сильно восточной, но и явно не обыденно-столичной красотой Гая, томно извиваясь, пела о том, как лошади стучали по асфальту, и (о, элегия!) заклинала дать ей вина в эту ночь, а публика, разморённая своим средней утончённости эстетством, расслабленно внимала, попутно отвлекаясь на обыденные и приятные клубные мелочи: знакомых, новости, сплетни, бар - эдакая богемная жизнь со скидкой на возможности дисконтной карты на приятно провести время. Но в один прекрасный момент подобный релакс таившемуся до поры Духу, видимо, надоел и он деликатно кашлянул в ухо, мол, не пора бы, а? И не факт, что сами музыканты осознали это в должной степени, с их точки зрения случилось всё само собой. Гая: "Да всё как-то случайно получилось. На одном из концертов я спела a-capella одну из старинных армянских песен, их нам мама с детства пела, и народ слегка офигел. Все мне потом говорили: "Во, Гайка, вот это было супер!" Тогда мы и задумались, а не сделать ли нам это всей группой".

  И сделали. И ещё как сделали! Если русскоязычная часть их программы может вызывать самые разные из спектра положительных эмоций, то армянские песни в их исполнении вызывают только полное остолбенение, куда там эмоциям! И неудивительно. Этим песням реально по несколько сот лет, и самое почти невероятное - все эти сотни они сохранялись не в виде запылённых архивов собирателей старины, а как живая непрекращающаяся традиция. Вы можете себе это представить? В сердце огромного мегаполиса, принадлежащего к другой национальной культуре, пережившего за недолгий, но бурный двадцатый век несколько идеологий, политических строев и жизненных укладов, в котором даже сохранившийся особняк столетней давности обрастает охранными табличками, не то снесут, жива многовековая армянская традиция и мать напевает детям те же песни, которые напевались в селениях во времена едва ли не Ноева ковчега у горы Арарат! Каков же масштаб накопленной ими за эти века энергии! И ДЕТЬМИ ПИКАССО она ни капли не выхолощена. Им чудом удалось донести всю мощь и величие этих песен, облачив их при этом в форму, доступную для восприятия неадаптированным европейским слухом. Карен: "Возможно, ортодоксы будут ругать нас за те, с их точки зрения вольности, которые мы позволяем себе, работая с этими песнями. Но мы же родились здесь и выросли на той музыке, что здесь звучит, и задумай мы заняться аутентичной армянской музыкой - это было бы для нас искусственно. А вот смешать всё это - это же здорово. Может быть, мы в чём-то и не правы здесь, но по-другому мы не можем". И не надо. По-другому - это значило бы очередной натужный псевдофольклорный лубок, мало ли их таких? Дух, он не любит натуги, и на полусогнутых тут не прокатит. Но, к счастью, ДЕТИ ПИКАССО пусть и не всегда до конца осознают, что делают, но чувствуют фальшь безукоризненно, а их весьма не низкая эстетическая планка фальшивить им просто не позволяет.

  С тех пор группа стала напоминать помесь бомбы замедленного действия с цепкой паутиной. Все, кто оказывается в радиусе их слышимости, попадают в этот круг намертво, а явись кто-то способный протолкнуть их в поле хоть сколько-нибудь массового внимания - этот кто-то послужит детонатором бо-ольшого взрыва. Всё не сразу, естественно, это динамитный запал срабатывает моментально, на то он и динамит, здесь же работы предстоит немерено. С менеджментом сейчас у группы порядок полный, им посчастливилось найти в достаточной мере чутких профессионалов, которые оградили группу от всех организационных хлопот, добиваясь, тем не менее, того, чтобы ДЕТЕЙ ПИКАССО как-то узнавали, причём пока не в широких кругах (это дело наживное) а именно в своей среде профессионалов. И, судя по приведённым выше цитатам, работают они грамотно, группу действительно знают. Что, впрочем, действует на них самым позитивным образом - не как повод для осознания собственной крутизны, а как стимул к движению вперёд. Карен: "Нам ещё очень многому учиться. Вот Лёня Фёдоров, Волков, - они же как марсиане, такое впечатление, что они знают, чувствуют музыку всю и даже слегка бравируют этим знанием, иронизируют над слушателем, мол, а мы и не так ещё можем. Нам до такого ещё..."

  О своих же успехах и мастерстве, рядом со среднестатистическими - более чем убедительными, Карен, сравнивающий то, что умеет, с тем, что чувствует, говорить не любит. Гая: "Пока Карыча нет скажу. Он же одержим музыкой, он реально занимается гитарой по пятнадцать часов в сутки, он ест с ней, спит с ней. И меня постоянно долбит, что вокалом заниматься надо, а я и так занимаюсь. Хотя можно и больше, конечно..." Но сугубо профессиональные моменты, конечно же необходимые, не заслоняют от них сути того посыла, который нужно донести до слушателя. Музыка - лишь проводник, а суть во всеобщей гармонии. Во всём буквально. Гая: "Я много думала: вот что влияет на то, хороший получился концерт, или нет. От публики это не зависит, самый наш энергетически сильный концерт был в Вермеле на пару десятков человек в зале. Тогда от чего же? И, знаешь, со временем мне стало казаться, что тут важно то, каким ты выходишь на слушателя, что у тебя на душе. То есть буквально: натворил пакостей вне сцены - на ней тебе и делать нечего. Плохой человек не может делать хорошую музыку". Каково, а? Чтобы молодой, да талантливый, да перспективный о душе говорил? Да без издёвки, мол, сами-то мы знаем, сколько та душа в ротации стоит... Сам бы не поверил, не пообщайся лично. И, как пообщавшийся, вот что скажу.

ДЕТИ ПИКАССО
Гая Арутюнян



  Фигня всё, кроме пчёл, товарищи. Пчёлы - они умные, знай себе, жужжат, о судьбах цивилизации, не задумываясь, в отличие от нас, высоколобых. Да и мы, на поверку, не прочь бы пожужжать, да ранжир не даёт, рейтинг. Нам же надо всё моднее, продвинутее быть. Быстрее, выше, сильнее. Весёлые старты... А вот обратились ребята к чему-то безо всяких ироний и подмигиваний вечному, и сразу стало ясно, что к чему. Ну невозможно петь такое, задумываясь втиснется ли эта вещь в формат и не стоит ли её чуток купировать. Не о том там думается. Если вообще думается, конечно. Стоит посмотреть, как свернувшаяся в кресле Гайка смотрит на себя же, совсем другую, поющую в клипе, чтобы понять: как гитара - инструмент в руках Карена, так и сама Гая - лишь инструмент, проводник голосящего через неё Духа. И как уловить его, как не спугнуть? Вот что здесь на уме, какие уж тут рейтинги...

  Ну, и что же, скажут мне, такая замечательная-гениальная группа сидит в своих клубах и носа не кажет, раз уж все на неё так западают? А вот не спешите. Говорят, Леонардо да Винчи ещё в свои века подробные чертежи вертолёта сделал, однако осуществилось всё аж господином Сикорским столетия спустя. Всему своё время. Просто так уж у нас сложилось, что даже в творчестве, в музыке балом править стал маркетинг. Главное - уметь продать, а что именно - дело десятое. Однако рынок-то насыщается, если уже не насытился. И что попало публика хавать уже не будет. И вообще будет не хавать, а именно потреблять, то есть слушать, сравнивать, оценивать, выбирать. И вот тут-то группы подобные ДЕТЯМ ПИКАССО востребованными и окажутся. Когда - вопрос риторический, больно много тут факторов роль играет, да не о том мы и говорим, собственно. А вот понаблюдать за становлением будущего первого эшелона безумно интересно. Как это всё происходит?

  Сейчас ДЕТИ ПИКАССО находятся в очень интересной стадии, первой, так сказать, боевой готовности. То есть возникни сейчас продюсер и скажи: "Так, ребята, вот контракт, неделя на отдых, и стартуем", - технически они к этому готовы. Но вот хотят ли? Они и сами, похоже, толком не знают. Очень уж примеры наглядные перед глазами. Гая: "Мы смотрим на ЗДУБОВ и нам их жалко, они постоянно в каких-то переездах, тусовках, концертах... Если у них время какое-то и выдаётся свободное, то они просто отсыпаются, сил ни на что уже не хватает. Я бы так не смогла, наверное". Карен: "Да мы как-то не задумывались над этим. Нет, ну, конечно, двигаться куда-то надо, но вот как..." А мне кажется, что ситуация до них ещё просто не дозрела. Точнее, может уже, судя по той же Земфире и СНАЙПЕРАМ, и дозрела, но с их музыкой надо обращаться куда бережней, изо всех лотков её гонять всяко не станут. А это значит гастроли и ещё раз гастроли. В принципе, по такому примерно пути идут сейчас ZDOB SI ZDUB, но и их заметно поднял кавер цоевской "Видели ночь", оригинал, которой, как неожиданно выяснилось, мало кто и слышал. А до него, при всей их замечательности, радовали они по пятьсот человек в московском "Ю-Ту" и питерском "Полигоне" раз в квартал. У ДП, кстати, тоже есть цоевский кавер. Гая: " "Музыку волн" мы сделали в расчёте на третью часть "Кинопроб", которая то всплывает, то опять куда-то пропадает. Но песня симпатичной получилась, вот и играем на концертах". Только в их случае "Музыка волн" таким паровозом, как "Видели ночь" у ЗДУБОВ явно не станет. А значит пробивать стену зрительского восприятия надо чем-то другим, но вот чем? Включи сейчас в ротацию великолепнейшие "Сона Яр", или "Лошади" - что выйдет? Эстеты молча покайфуют, а широкая публика лихо запинает это на радийных интернет-форумах. Вот и вся любовь. И что, спрашивается, делать?

  Как что? Музыку. Что они, собственно говоря, и делают. Все эти сложности продвижения к публике - проблемы, по большому счёту, не их. Они-то со своей музыкой и так живут, и кайфуют от неё независимо от того знают ли о них в отдалённой Удмуртии. А вот то, что изрядное количество народу, размышляя, кого бы сходить послушать, минуя задолбавших уже героев ротаций, ходит мимо ДЕТЕЙ ПИКАССО - это проблема скорее самой публики. Но верю - разрешимая. Ибо спрос, как известно, рождает предложение. Спрос есть - это точно, предложений тоже тьма, талантливых, да безызвестных у нас много, осталось только механизмы взаимодействия спроса с предложением отладить. Ну, а это уж и вовсе дело времени, упускать свою деньгу у нас не привыкли. Все халявные ниши уже заняты и кризисуют вовсю, а тут такое поле непаханое! Так что будем ждать.

  А сейчас, пока есть возможность - слушайте всё это в родной среде, покуда живое ещё. Клубы работают, группы играют, по деньгам доступно - чего ещё для счастья надо? ДЕТИ ПИКАССО своего Духа уже нашли, а сколько их ещё неприкаянных витает над нами? И как знать, где и в ком очередной решит воплотиться?

  Не пропустить бы.

Тим

Используются технологии uCoz