Международный молодёжный фестиваль "Чайка"
Стадион спорткомплекса "Чайка", Киев.
26.05.01
Редкая птица долетит до середины Днепра. - Простите, тут чайка не пролетала?
- Беленькая такая, с хвостиком?
- Да, да!
- Нет, не видел....
Цитата из ниоткуда.
Участники: ГАЛАКТИКА, АМОК, ТАРТАК, ЗЕ ВАРЕНИКС, UGO, B&B, UNITY&Gaitana, ТАНКI, ХВК, DAZ MACHINЕ, ДИМНА СУМIШ, Катя Chilly, БЕЛКИ, Дельфин, ТНМ КОНГО, ЧИЧЕРИНА, GREEN GREY, БИ-2, VОПЛI VIДОПЛЯСОВА.
 Фестивальное обострение по весне - уже традиция для российской музыкальной жизни. Братья-славяне решили, похоже, не отставать, однако братско-славянские музыкальные реалии настолько тесно переплетены с реалиями немузыкальными, что без горiлкi тут не разберёшься. Предыстория "Чайки", как я понял из рассказов украинских коллег, содержит изрядную долю стремления мэра Киева запечатлеть себя в глазах избирателей истинным отцом города и ревнителем настоящих искусств, для чего, собственно, он и устроил в день города эдакую продвинутую по местным меркам тусу. Что ж, примем всё за чистую монету, дело-то похвальное. Я фестиваль имею в виду. Задумано и впрямь было неплохо: бесплатный вход, транспорт до метро, возможность установки палаток... Ничего не напоминает? Мне безумно интересно было узнать у организаторов этого действа, брали ли они за образец московское "Нашествие", или смотрели сразу на западные прообразы, но, увы, не сложилось, просто не хватило времени. Поэтому ограничусь лишь своими впечатлениями очевидца, да, пожалуй, комментарием участницы этих фестивалей - вокалистки ТАНКОВ Оксаны: "Знаешь, с "Нашествием" не могу сравнить даже близко, к сожалению. Здесь мой родной город, родные люди, которые всё это делают, но для музыкантов тут полная катастрофа - ни гримёрок, ни условий для того, чтобы посидеть, поесть, выпить. Все жалуются, все музыканты напрягаются. Это отвратительно". От себя добавлю ещё и отсутствие туалетов за сценой, что изрядно простимулировало наши краеведческие наклонности, ибо альтернативой получасовым очередям в немногочисленные кабинки на другом конце стадиона были лишь экспедиции по окрестным кустам, просматриваемым блюстителями порядка до горизонта включительно. Подозреваю, что от карательных акций их удерживала только массовость новоявленных краеведов. Да здравствуют массы, в таком случае...
|
![]() |  БЕЛКИ. Ударение на последнем слоге. Трое совсем уж молодых людей, старательно копирующих то, что звучало на продвинутых телеканалах года четыре назад, а ныне переместилось в солидный мейнстрим-формат. Играют кондовый бритпоп и своей архаичности сами, похоже, не чувствуют. Всё же в динамичные времена мы живём, вот уже и бритпоп за архаику идёт. Но странным образом впечатление от БЕЛКОВ осталось хорошее, при определённой подаче из них может вполне приличный коллектив получиться. Чего им и пожелаем. |
 ТАНКI. В России они известны, засвечивались на фестивалях, издавались на пресловутом "Брате-втором", песни их время от времени оказываются в ротации "Нашего радио", но круг их почитателей в России мал настолько, что пару слов о них сказать всё же стоит. Не знаю как в других, а во мне они вызвали кучу ассоциаций, самой жизнестойкой из которых оказалась параллель с МАШЕЙ И МЕДВЕДЯМИ. Что-то в их музыке перекликающееся есть, а уж объяви ди-джей радиохит "Прости весна" не ТАНКАМИ, а M&M - проглотят и не заметят. Приятная группа, вокалистка вполне может претендовать на статус местной рок-леди-стар. С громкими женскими именами на украинской рок-сцене как-то проблематично, достойных представительниц много, но уровня ОЕ или VV не достиг пока никто. Вопрос времени? Посмотрим. |
 ДИМНА СУМIШ. О, вот это да! Черниговская группа, попавшая в поле зрения и под негласное покровительство самого Олега Скрипки, и в самом деле заслуживает внимания. Тяжёлый гитарный фанк, рэповый речетатив заставил всерьёз пожалеть о незнании украинского, ибо, судя по одной жестокой шутке, послушать там было что. Фишку эту россиянам нужно разъяснить отдельно. Есть в Киеве такой Поплавский - ректор Киевской академии культуры. Сидит товарищ весьма неплохо: евростандарт по всей академии, студенты на лексусах и тому подобное. Но душа его взалкала ещё и творчества. Не знаю уж, чем он думал, но образ он себе выбрал бронебойный: шестидесятилетний дядя с двойным подбородком скачет по сцене в костюме Бэтмена и песней "Юний орел". Как бы с молодёжью на одном языке. Представьте себе помесь Кобзона с Валерией Новодворской в белоснежной шубе а-ля Puff Daddy в окружении смазливых девиц выпевающую что-то несусветное. Представили? А я видел. Хохотал до колик, но беда в том, что подаётся он в Украине на полном серьёзе. Или это совсем уж тонкий китч, что вряд ли. Вот этот самый шедевр "Юний орел" (юный орёл, кто не догадался) ДИМНА СУМIШ на свой лад и перепела. VIP-зона рыдала от восторга, а прочая публика, находчиво скандировавшая "БИ-2!!, БИ-2!!" независимо от личности выступавших, получила внятное разъяснение: "Какой БИ-2? БИ-2 сосёт за сценой..." Полный позитив, молодцы! Если довезёт их кто до Москвы - обязательно сходите, на это посмотреть стоит. |
 UNITY & Gaitana. Опять же сильные ассоциации, на этот раз с КВАРТАЛОМ, вплоть до внешности мулатки Гаитаны. Мне это имя ничего не говорит, но, как я понял, у себя на родине она достаточно известна. Суперпрофессиональный диско-фанк, всё живо и динамично, музыка из разряда тех, что не помешает никогда. На мой вкус слишком фоновая, но это на мой, а вообще здорово. Особо порадовало то, что кутерьма сборного концерта на качестве игры не сказалась никоим образом, звучало всё великолепно. | ![]() |
![]() |  Катя Chilly. Одно из сильнейших впечатлений фестиваля. Изумительно хрупкая миниатюрная девушка с отстранённым макияжем и ещё более отстранёнными песнями. Как сказал её директор Владимир Рудницкий, стилистически Катю позиционируют как dark-фолк, но на мой взгляд определение это столь размыто, что ничего по сути и не выражает. Очень теперь жалею, что не пошёл на неё зимой в Москве, слушать это надо, безусловно, в камерной атмосфере, а не в стадионной чаше. Звук и так-то гулял по непредсказуемым траекториям, а в случае с Катей адекватно озвучить скрипку с виолончелью оказалось и вовсе неразрешимой задачей. В результате слушалось всё на полусогнутых, но чувствовалось, что потенциал там огромный. В России она уже как-то заявлена и, будем надеяться, что почин этот в лету не канет, о ней у нас заговорят. Во всяком случае планы по продвижению себя на российский рынок у Кати есть, так что будем ждать. |
  ТАРТАК. Неожиданно приятный сюрприз. Заявленная в самом начале фестиваля, группа по каким-то причинам вышла на сцену под конец, разбавляя собой хэдлайнеров. Тоже хип-хоп, тоже мастерский, но, увы, просмотреть всё не удалось, каюсь, холод взял-таки своё и мы отправились греться в машину. Однако доносившиеся со стадиона звуки пробирали и в уютом салоне. Послушать бы ещё где-нибудь... |
![]() |  Дельфин. Ближе к его выступлению охрана на стадионе удвоилась, толпу оттеснили чуть дальше от сцены, и запустили прямую трансляцию происходящего по одному из местных каналов. Стало ясно: вот оно, самое вкусное и начинается. Судя по хлынувшим к сцене массам, публика думала так же. Киеву Дельфин представил традиционную программу с "Любовью", "Я люблю людей" и "Дверью" в качестве всенародных хитов. Звук, на мой взгляд, мог бы быть и поплотнее, да и сам Дельфин выглядел каким-то усталым, но всё же класс сказывается, и магия громкого имени добавляет, чувствуется, что на сцене Артист: отрывалово стояло полное. Чем-то сверхвыдающимся его сет не запомнился, но всё равно, здорово. Большое плавание большого корабля. |
 ЧИЧЕРИНА. Так уж выходит, что на её выступления я попадаю строго на каких-то масштабных фестивалях. Последний раз видел на питерском FUZZ'е, но в отличие от тогдашней короткой акустики, "Чайке" она явила уже полноценную программу. Заметен исполнительский прогресс, пообтёршись на больших площадках, группа звучит теперь мощно и уверенно. И опять же: главное - безграничное обаяние самой Юли. В записи её музыка может показаться и скучноватой и местами необязательной, но стоит ей выйти на сцену, как всё это улетает на тридцать восьмой план, выявляя то, что иные артисты мучительно выстраивают год от года: бесшабашная непосредственность и удовольствие от того, что ими делается. Обычно это приходит с опытом, а у Чичериной это от природы. Правильно как-то отозвался о ней Козырев: "Редчайший случай - позитивный женский рок-посыл". Мне кажется, что Чичерина к месту в любой ситуации, и киевский фестиваль исключением не стал. Пять баллов. | ![]() |
![]() |  БИ-2. Скучновато, но здорово, и музыка хорошая. Самый, на пару с ЛЕНИНГРАДОМ, быстро развившийся проект. Читаю летний FUZZ 2000-го, натыкаюсь на анонс: "Китайский лётчик Джао Да: БИ-2". Однако. Всего год назад. Сейчас представить их на менее чем тысячной площадке нереально, лом идёт жуткий, народ можно собирать сачками. Многие спорят на тему кто в гастрольной паре СПЛИН/БИ-2 паровоз, а кто прицеп. Насчёт СПЛИНА сказать не возьмусь, у них сейчас всё не так просто, а вот то, что БИ-2 находятся в отличной форме - это точно. За год активного вращения в шоу-кругах они очевидно заматерели и научились подавать себя. Выход Лёвы в маске, неторопливые риффы "Ты разбиваешь моё сердце" - и стадион у их ног. Не сильный я любитель массового стадионного кайфа, но иногда чего-то подобного хочется. БИ-2 на сегодня, пожалуй, оптимальный для этого вариант. А сыгранный без СПЛИНА "Феллини" звучал настолько адекватно, что возникли сомнения в необходимости участия автора. Микроскопическая разница в тембре голосов Лёвы и Саши Васильева каких-то особых нюансов не привносит. Подобные "эпохальные" произведения обычно довольно метко зовутся говнороком. Но, с другой стороны, кто сказал, что необходимо лишь чистое искусство? И к тому же, на мой взгляд, БИ-2 - как раз тот вариант, когда публика подтягивается вверх, а не исполнитель опускается до уровня публики. Неясно только, зачем было привлекать Оксану из ТАНКОВ в качестве бэк-вокалистки, но усилиями Шуры сцену она в конце концов покинула. Милый такой междусобойчик. |
 ТАНОК НА МАЙДАНI КОНГО. Существуют ли в Конго площади доподлинно никому не известно, но если есть, то не танцевать под такую музыку на них просто невозможно. Выступали ТНМК уже изрядно к полуночи, когда народ, приласканный коварным дневным солнышком, оказался совершенно беззащитен перед лёгкой вечерней прохладой, как-то незаметно перешедшей в жуткий ночной колотун. Пиво не греет, так что оставалось одно - танцевать. Но и цари на стадионе сорокаградусная жара, плясок меньше бы не стало. ТНМК играют Хип-Хоп с большой буквы "Х", что называется. На фоне импотентного российского хип-хопа, флагманом которого назначили тусклейшего Децла, ТНМК выглядят живыми марсианами, сверзнувшимися по случаю на какую-то вечеринку. Бешеный драйв, огонь в глазах, упругие мелодичные скрэтчи - после манерных БИ-2 всё это смотрелось как дурдом на чемпионате по спортивной гимнастике. И хоть брейкеров-акробатов, как у Дельфина,у ТНМК не наблюдалось, пар от сцены, стонущей от безумных плясок, шёл не меньший. Трое фронтменов - это вам не шутки. Здорово. | ![]() |
![]() |  GREEN GREY. На "Чайке", явно оказались не в своей тарелке. Сложно сказать почему, но все попытки Мурика прокачать публику успеха не принесли, что явно его задевало. По ходу выступления реплики его всё больше сводились к "fuck off", и вообще, мол, вы все, а я д'Артаньян. Ну да, им-то свеженьким хорошо, а народ, простоявший на холоде двенадцать часов к идее безрассудного оттяга и поддержки музыкантов относился несколько скептически. Была бы музыка реально заводной, может всё бы и получилось, но мне показалось, что понты над музыкой у GREEN GREY явно преобладают. Да, позы красивые, крики "Боже, храни Украину" - хоть и не к месту, но пафосные, но вот одышливый вокал, зачастую "кричащий", а не "поющий", и общая халявность выступления не вставляли никоим образом. А раз к ногам публика ложится не желает, то получите! Проигрывать достойно GG не умеют. А "сюрприз" годичной давности в виде "Smoke on the water" дуэтом с Богданом Титомиром и вовсе странным образом напомнил мне АРИЮ с Удо Диркшнайдером: так же жалко и беспомощно. Радовало только одно - следующими, и последними, должны были играть VV. |
 VОПЛI VIДОПЛЯСОВА. Заявленное в пол-первого окончание фестиваля плавно переместилось к трём часам ночи. Атмосфера к тому времени была совершенно фантастической, держался народ строго на силе духа и нежелании добираться до города неизвестно как. Замыкающие же концерт VОПЛI находились также в нелучшей кондиции. Накануне они отыграли концерт в московской Горбушке, куда прилетели прямиком из тура по США, а приехав в Киев, попали на многочисленные площадки, отмечавшие День Города. Выступление на "Чайке" было для них третьим за день и четвёртым за сутки, включившие в себя ещё и переезд Москва - Киев. Плюс ко всему прямо за кулисами фестивальной сцены у многострадального Пипы украли его фирменный бас с лампочками, посему пришлось одалживать инструмент у GREEN GREY и срочно перестраивать его под свой лад. Вот в таком состоянии они публике и показались. Но народ знал, кого ждать. Терять VV было уже нечего, и явили они себя во всей красе. Охрипший Олег Скрипка ураганом носился по сцене, каким-то чудом выпевая свои рулады, дуэт гитаристов рубился с видом "последний бой - он трудный самый" и решимостью во что бы то ни стало стоять до конца, звук, привычно отстраиваемый уже по ходу пьесы, оказался на высоте, темп композиций ускорился раза в полтора, и всё это великолепие обрушилось на вконец заиндевевшую публику. Думаю, что с высоты птичьего полёта всё это смотрелось просто апокалиптически. Темна украинская ночь, вдалеке уже брезжит рассвет, спят даже петухи в окрестных сёлах, а на маленьком, ярко освещённом пятачке стадиона творится локальный конец света. Танцует чопорный виайпишный партер, приплясывают даже суровые секьюрити, а на поле творится что-то невообразимое. Построить двадцать тысяч человек в строй летки-еньки и всем разом выдать гопака - вот примерное обо всём этом представление. Особенности национальных фестивалей, так сказать... | ![]() |
 На этом концертная часть программы и завершилась. Оставались ещё завезённые из Лондона ди-джеи, но сил на них у нас уже не было, и мы отправились домой отсыпаться и переваривать полученные впечатления. А в переваренном виде они примерно таковы. Музыкальная ситуация в Украине очень напоминает российскую пяти-шестилетней давности, только развиваться всё должно здесь динамичней. Уже есть очень достойные коллективы, и, наверняка, на подходе множество новых групп и исполнителей, которые пока ждут своего часа и возможности реализоваться, но это всё отдельная и весьма глобальная тема. Данное конкретное мероприятие порадовало музыкантов возможностью выйти на большую аудиторию, а публику - возможностью просто приятно провести время, хотя с культурой больших фестивалей и у организаторов, и у публики пока туговато. Но это всё - дело наживное, главное, что появились уже хоть какие-то сдвиги в ту сторону. До сих пор Украина могла похвастать лишь киевским вариантом "Максидрома" - осенним фестивалем "Просто рок", да международными "Таврийскими играми" в Новой Каховке, а теперь в этот ряд стала ещё и "Чайка". Думается, что не потеряйся она в дальнейшем и проводись ежегодно, то с учётом всех недоделок и недодумок по неопытности, она вполне может превратиться в достаточно известное мероприятие, собирающее народ отовсюду на манер почившего в бозе рейверского "КаZантипа", но на правоверных рокерских началах. А пока же все позитивные воспоминания связаны лишь с тем или иным выступавшим артистом, а почти все негативные - с организационными обломами и накладками. Но первых, всё же, больше, так что общий баланс - в плюс. О чём с удовольствием и свидетельствую. |