|  Нет, вот всё же раньше было проще. Количество концертов стремилось к абсолютному нулю, что сводило на нет проблему, вынесенную в заголовок. Нет концерта - нет проблемы. Не надо мучительно выбирать между десятком клубов и парой-тройкой больших залов, зазывающих к себе. Одновременно, замечу, зазывающих. Спокойней жилось, товарищи. Многое с тех блаженных пор изменилось в отечестве нашем, что не преминуло отразиться и на ассортименте предлагаемых культмассовых мероприятий. Однако, как нет худа без добра, так и добро без худа - явление нечастое. С возможностью выбора явилась и необходимость выбирать, что зачастую оказывается весьма мучительным. Итак, куда же идти на свидание с прекрасным: сегодня в клуб, или завтра на большую площадку?
  А на фига, казалось бы, эти самые площадки вообще как-то дифференцировать? Ну концерт и концерт, какая разница где, группы-то те же играют. А вот и нет. Есть разница, и иногда весьма существенная. Ведь по большому счёту места проведения концертов можно разделить на три глобальные категории: клубы, концертные залы и дворцы спорта. И вот что ж делать несчастному меломану, получи он возможность узреть своего кумира во всех трёх, так сказать, очагах творимых безобразий? Надуманная, скажете, проблема? Не факт. Во-первых, в зависимости от площадки сама концертная программа может изрядно меняться, играть в камерном клубе и в ангаре какого-нибудь легкоатлетического манежа - всё же разные вещи. А, во-вторых собственно концерт - ещё не весь вечер, обстановка тоже роль играет, и немалую. Перечислять все нюансы, соответствующие тому или иному типу залов - дело ох непростое. Но нам ли трудностей убояться, подумалось мне, и стал я прикидывать: а чем же, собственно, отличаются те или иные концертные площадки? И вот что получилось.
Категория первая. Дворцы спорта.
 Сюда же можно отнести и всякого рода открытые площадки вроде стадионов, ипподромов и просто полян с выставленной сценой. Расцвет их пришёлся на советско-перестроечные годы, когда концерт, сулящий менее чем полуторатысячный сбор, считался среди организаторов заведомо несерьёзным. Заставшие то время промоутеры вспоминают об этом с интонациями сынов израилевых, обретших было Землю Обетованную, но вновь оттуда изгнанных. Понять их можно. Затраты на полулегальную аренду стадиона и соответствующие взятки перекрывались сборами не то что в сотни, а в тысячи раз. Чем не жизнь? Однако золото века халявы потускнело быстро. Уже к середине девяностых в качестве концертных площадок подобные сооружения оказались практически невостребованными, ввиду величины затрат и тотального нежелания публики наполнять эти ангары. По карману арендовать их оказалось лишь директорам всевозможных шоу "сорок три в одном" с кем-то вроде неутомимого сына гордых Балкан в качестве вишенки на этом пироге, да, пожалуй, Юрию Юлианычу, всю иллюзорность финансовых выкладок которого музыкантам DDT приходилось впоследствии компенсировать своим горбом в изнуряющих гастролях. Однако новые времена также не заставили себя ждать, и всё чаще гулкие своды стадионов стали отражать подзабытые уже за годы разлуки риффы. На данный момент ренессанс, можно сказать, состоялся. Многочисленные гастролёры новой формации плотоядно улыбаются в предвкушении триумфальных покорений каких-нибудь Лыжных Дворцов Оленеводов Прикарпатья или другой какой местной экзотики. Со сцены в свете софитов дальше трёх-четырёх рядов голов стоячего партера не видать, что благостно отражается на иллюзиях супераншлагов в неокрепших умах новоявленных звёзд. Это в свою очередь придаёт им уверенности в себе в следующем райцентре. Сплошная польза, что и говорить. В столицах же ситуация с данным сегментом рынка несколько иная. Для покорения трёх-и-далее-тысячного зала одних лишь красочных афиш "Приехал жрец..." недостаточно, посему в дело идут более утончённые приёмы. Вроде ненавязчивой рекламы, рвотный рефлекс от которой вырабатывается день на третий после начала "информационной поддержки" и тому подобных радостей. Ну, или устраивается Концерт совсем уж большого Артиста, само Имя которого - надёжный гарант сборов, или совсем по последней моде - Фестиваль.
 Но это, так сказать, экскурс в историю. А вот что готовит сам поход на концерт в подобное заведение? Масштаб и пафос. Относить их к достоинствам или же к недостаткам - дело вкуса и восприятия. Однако это единственные моменты, недостижимые в меньших залах. Вот если душа просит, чтобы всем партером, да подхватить, чтобы рука, да в лесу таких же, чтобы раствориться в этом братстве, то лучшего варианта не придумать. Для выплеска эмоций великолепно, но музыку, всё же лучше слушать в более камерной атмосфере, ибо звук в больших залах выстраивают, как правило, по центру помещения, а по акустике они отнюдь не La Scala. Вероятность оказаться в какой-нибудь звуковой яме весьма велика, а наслаждаться в этом случае придётся кашей из средних и низких частот, что опять же располагает к рубилову, но наслаждению от собственно музыки отнюдь не способствует.
Категория вторая. Концертные залы.
 Самая многообразная и исторически протяжённая категория. Есть подозрение, что происхождение своё берёт у самых истоков русского рокенрола, ибо, как гласят руна летописей, сейшенили вдохновители БГ и Макаревича (вот как давно это было!) именно в залах ДК районного масштаба. Посему отнесёмся с должным уважением к многочисленным потомкам покрытых сединами Истории и штукатуркой с неотремонтированных по сей день потолков, залов.  
А потомства наплодили они немало. Да и сами зачастую ещё в строю. От сохранившихся реликтов вроде до конца 90-х принимавшего в своём чреве любителей ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА московского ДК "Каучук" до помпезных вместилищ вроде стерильной "России" или невнятного питерского "Октябрьского" путь неблизкий. Если первые все эти десятилетия так и влачили существование на задворках поп-индустрии, то вторые появились во многом благодаря необходимости проведения всяческих помпезных мероприятий"Песня полугодия", или чего-то типа того. Однако и между этими полюсами существует куча разновеликих и отличающихся по назначению залов с большим или меньшим успехом использующихся для рок-концертов. Перечислять все их подвиды - дело гиблое: слишком уж их много, но достоинства и недостатки у всех примерно одинаковы.
 Главный плюс - возможность относительно спокойно послушать музыку. Хороший звук в таких залах в принципе выстроить можно, поэтому шансы попасть на хороший концерт с хорошей атмосферой тут примерно 50/50, это как уж повезёт. Предпочтительней, конечно, специализированные залы, проверенные временем, но это тоже всё весьма относительно. Можно придти в скучнейший конференц-зал какого-нибудь НИИ и провести чудесный вечер, а можно попасть на нуднейшее мероприятие в какой-нибудь помпезной зале. Тоже дело случая. Но есть у залов один большой минус - совершенно не располагающая к активным действиям обстановка. Ни попрыгать толком, ни посидеть до/после концерта. Буфеты радуют зачерствевшими накануне перестройки бутербродами и депортированным из Германии пивом в пластиковой посуде по ценам охреневшей Астории". Прочие радости жизни, вроде биллиарда, как правило, отсутствуют. Послушал музыку - и домой. Или не домой. Но прочь.
Категория третья. Клубы.
 И, наконец, третья, самая динамичная на сегодня категория - клубы.
 Появились лет десять назад, но за это время немало эволюционировали. Начиналось всё с традиционных бандитских кабаков, допетривших, что сборы увеличатся, подай они к хлебу ещё и зрелищ. Дело пошло, народ оживился. Дело пошло ещё активней. До сих пор идёт… И примерно в то же время начали проявляться незнамо с каких пор и как существовавшие сугубо маргинальные рокерские заведения. Являли они собой строгий контраст вместилищам прожигателей жизни - мрачные стены, собранный по крохам аппарат, бутылочное пиво в самопальном буфете. Зиждилось сие, как правило, на энтузиазме устроителей, что делало эти клубы весьма уязвимыми. Закрывались и вновь открывались они с частотой, уследить за этим процессом не позволяющей. Поначалу эти две разновидности клубов существовали в параллельных, а посему не пересекающихся плоскостях. Однако со временем свою параллельность плоскости эти утратили и сейчас разница между теми и другими во многом условна. А уж в чистом виде представителей первой и второй категорий почти не осталось. Во всяком случае, из тех, что на слуху, злачные места спальных районов не в счёт, хотя и там уже стали появляться весьма достойные образцы. А прелестей в клубах столько, что даже в пресыщенной, казалось бы, Москве в пятницу-субботу вечером приземлиться где-то весьма проблематично - мест явный дефицит. Клубы открываются новые, расширяются уже существующие, народ мигрирует из одного в другой, обходя за ночь до десятка подобных заведений. Жизнь бурлит и прекращаться не собирается. И среди всего этого великолепия всё уверенней чувствуют себя клубы, способные принимать публику на живых концертах. Их много, они разные, но видовые характеристики имеют много общего.  
Концерт в клубе далеко не всегда является единственным блюдом вечера, как правило, это - дополнительное мероприятие, эдакая изюминка. Соответственно имеется набор развлечений, рассчитанный на преимущественную для данного места публику. Это может быть и дискотека, если площадь помещения позволяет, это может быть негромкая музыка для застолий, это могут быть оголтелые конкурсы для любителей блеснуть собой, всё зависит от изобретательности промоутеров. Ну, а сами концерты несут на себе отпечаток специфики заведения, в котором проходят. Где-то естественней смотрится негромкое камерное выступление, где-то наоборот - полный отвяз. Качество звука может быть совершенно разным, зависит это от навороченности аппарата и (в куда большей степени!) от мастерства звукачей, а работать им приходится зачастую в экстремальных условиях. Озвучить здоровенную "Точку" с её просторами и крошечный, но боевой "Китайский Лётчик" - задачи куда как различные. Но описанное великолепие характерно, увы, лишь для Столицы, провинции же пока похвастать таким разнообразием не могут. Даже в Питере клубная жизнь на порядок скромнее московской, а что уж говорить про какую-нибудь Вятку. В городах покрупнее существуют обычно один-два рок-клуба, как правило, некоммерческих, где играют местные дарования. Свои помещения они имеют далеко не всегда, проводя в таких случаях мероприятия во временами совершенно экзотических местах, с кем уж договориться удастся. А сами концерты ценны скорее для участников, нежели для их слушателей, ибо в массе уровень музыки у нас, увы, ещё ужасающ. Что отнюдь не означает недостатка талантов, их-то как раз достаточно, но вот культура исполнения и промоушна даже не хромает, а просто пластом лежит. Но это уже другая тема…
 
Вот, вкратце и всё. Имеет ли это практическое значение? А фиг знает. Может быть, кому-то когда-то это и пригодится - буду только рад. Всё же перечисленные отличия иногда весьма существенны. И грамотные исполнители это используют во благо качеству. Достаточно наглядный пример - концерты Vоплiв Viдоплясова в легендарной Горбушке и в "Бункере" в один день. На полуторатысячный зал Vоплi вышли с тщательно выстроенной программой, щепетильно отыграли, всё по-взрослому. В "Бункере" же группа расслабилась и дала замечательный праздник вдавившимся в эту клетушку отчаянным поклонникам. Песни исполнялись те, названия которых выкрикивались из толпы громче остальных, всё очень непосредственно, никакой наигранности. Скрипка вытащил на сцену некоего товарища, знавшего весь репертуар и дальше пели они уже вдвоём. Вот такого в большом зале не представить, зато любителям попрыгать в "Бункере" пришлось несладко, ибо амплитуда скачков доступная им была соизмерима с амплитудой, доступной гражданке Иваси в банке с подобными ей. Теснота - не обида, но самовыражаться в танце лучше всё же на больших просторах.
 
А вообще, больше концертов, хороших и раз…, э-э, нет, пусть будет "…и ещё лучше"!
| |