Макс Ильин | |
 
Об уральском роке всегда говорилось как о явлении целостном, развивающемся по определенным законам. Потому в массовом сознании все уралрокеры (ЧАЙФ, НАСТЯ, НАУТИЛУС, АГАТА КРИСТИ и проч.) остаются "скованными одной цепью". Да и юное поколение (СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ, ЧИЧЕРИНА, САХАРА) при желании можно собрать в одну цепочку.
А Макс Ильин как-то не скрепляется ни с теми, ни с другими. Он всегда умудрялся выпасть из контекста, остаться в сторонке. Если в плане музыки, которую играет группа СОБАКИ КАЧАЛОВА, и напрашиваются какие-то сравнения, то не с земляками, а с питерцами 80-х и, как ни удивительно, -- с Роллингами и Джими Хендриксом.
Если вы встретили Макса Ильина на какой-нибудь столичной тусовке, считайте, что вам крупно повезло. Как правило, его маршрут пролегает через клубы и концертные площадки лишь во время выступлений его команды. Перебравшись в Москву "собачий" предводитель ведет столь же замкнутый образ жизни, как и в родном Екатеринбурге.
- Для меня неважно, где находиться территориально, - заявляет Макс. - Я не привязываюсь к каким-то определенным местам. Для меня гораздо ценнее человеческие отношения. Поэтому здесь стиль жизни у меня не особенно изменился. Только в Екатеринбурге в последние пять лет я вообще никуда не ходил, а в Москве стараюсь время от времени выбираться в театр ("Сатирикон", "Ленком"), на интересные концерты (Юрий Наумов, PEP-SEE) и в музеи (Пушкинский, Третьяковка).
Екатеринбургские гаражи до сих пор украшают надписи "Макс Ильин - лучше всех". При том, что такой бешеной популярности как на Урале, у СОБАК КАЧАЛОВА нет пока нигде, "собачьи" песни известны далеко за пределами первой и третьей столиц.
- Недавно мы ехали на гастроли в Тольятти. Только сели в поезд -- в купе входит невероятных размеров человек. Без знаков отличия, но в тельнике. Говорит: "Транспортная милиция! Ваши документы!" А у самого в кармане уже куча паспортов. Мы показываем документы. Он начинает докапываться до барабанщика, у которого цвет волос не такой, как в паспорте. Там он черненький, а сейчас осветленный. Вдруг он замечает кофры и говорит радостно: "А! Вы музыканты?" И начинает долго и настойчиво требовать плакатик или кассеты. Потом интересуется, что мы за группа. Название ему ни о чем не говорит. Но перед уходом он решил поинтересоваться, какая у нас самая человеческая песня. Мы, от радости, что он уже уходит, все как запоем: "Каждый день война, каждый день война…" Тут он меняется в лице, присаживается и говорит: "А я вас знаю! Плакатик есть?"
"Собачий" состав за свое десятилетнее существование претерпевал неоднократные изменения. С Ильиным в разное время играли Антон Нифантьев (ЧАЙФ, ИНСАРОВ), Андрей Коломеец (НАСТЯ), Сергей Бобунец (СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ), Владимир Привалов (ЧАЙФ) и другие.
- Как-то после концерта подошел к нам молодой человек и спросил: "А чего вы барабанщика подстригли?" Вопрос был из серии: "Зачем Володька усы сбрил?" Потому, что нынешний барабанщик Павел и предыдущий Олег - два совершенно разных типажа. Но думаю, что если не замечают разницы между музыкантами, хуже группа не становится.
| |
Макс Ильин | |
Несмотря на многолетний творческий путь, сегодняшних СОБАК Макс трогательно сравнивает с "покрывающимися волосяным покровом эмбриончиками". Потому как нет предела совершенству.
- Когда, отыграв, уходишь со сцены, первые десять минут действительно клево себя ощущаешь. А потом понимаешь, что нужно все начинать сначала. Если это не просто тупая ремеслуха. А я надеюсь, что владею не только ремеслом, а чем-то большим Просто нужно для себя четко понять: плохому учится не надо - оно само пристает, а вот хорошему нужно учиться постоянно.
Сейчас СОБАКИ КАЧАЛОВА работают над новым альбомом, песни с которого уже можно услышать на концертах.
- Стинг как-то сказал, что не представляет себе, как исполнять на концертах песни, которые люди еще не слышали по радио. У меня жизнь сложилась так, что я без особого напряга могу петь те песни, которые еще не выпущены. Потом люди могут сравнить их звучание с записью, которая появится. Когда нас просят спеть "Каждый день война", которую благодаря клипу знают уже все, мы, как правило, это делаем. Но СОБАКИ КАЧАЛОВА - не коллектив одной песни. И то, что публика, нуждающаяся в такой музыке, как наша, обделена ей - проблема тех людей, которые находятся между нами и слушателями. Но это вопрос решаемый. Я отношусь к этому без агрессии - с должным юмором и философией.
Помимо собственных вещей на концертах исполняются каверы песен группы ВЫХОД и "Blues De Moscou" Майка Науменко. Когда-то СОБАКИ пели еще и наутилусовский "Алчи, Алчи".
- Хороших песен много. Просто эти я выучил, -- говорил Макс. -- "Алчи" мы записали к десятилетию НАУТИЛУСА. Бутусову наша версия понравилась, но по каким-то причинам она не вошла в сборник. И мы включили ее в собственный альбом.
Публике, практикующей внеконцертное общение с любимыми музыкантами, в случае с Максом постоянно приходится обламываться.
- Я очень уважаю своих слушателей, -- уверяет он. -- Но я человек достаточно замкнутый. Хотя и не могу, сказать, что самодостаточный. Просто есть определенный круг, с которым я общаюсь. Это люди, которые будут со мной дружить, независимо от моих профессиональных пристрастий. И для меня это самое ценное.
О том, нужно ли музыканту (и, вообще -- любому художнику) задумываться над тем, для кого он творит, можно спорить бесконечно. Макс в этом вопросе, похоже, определился:
- Задумываться должны менеджеры, которым надо это продавать. Когда об этом начинают думать люди творческие, они сами превращаются в менеджеров. Сейчас у многих наших музыкантов существует вопрос выбора между творчеством и коммерцией. И хорошо, когда этот выбор есть. Каждый человек решает для себя сам, какой из этих двух вещей он занимается. Мне кажется, что в нашей стране эти понятия несоединимы. Коммерческий успех, как правило, подразумевает горькие слезы по поводу искусства. Это возможно совмещать только на Западе, где другая социальная система.
Юлия Баренгольц | |