Владимир Шахрин | |
 
Из огромного количества групп, ставших условно "легендами русского рока", ЧАЙФ, мне кажется, чуть ли не единственные, кто живет не за счет старых песен, когда-то принесших им популярность, а благодаря добротному материалу, который появляется у них каждый год! Просто идеальная группа для шоу-бизнеса. Для организаторов различных фестивалей они уже превратились в палочку-выручалочку - боишься за наполнение зала - приглашай "ЧАЙФ": биток гарантирован. В общем, чем не феномен русского рока! Вот мы и решили выяснить для себя, в чем же этот успех заключается. Сам Владимир Шахрин говорит, что ключик надо подобрать...
- ЧАЙФ стал известен массам благодаря остросоциальным текстам, тогда спокойно можно было употреблять слова "бунтари" и "рокеры" по отношению к группе как синонимы. А теперь нет объектов протеста, или вы с годами остепенились?
- Я думаю, что тезис "ЧАЙФ была остросоциальная группа" не очень верен. В первых наших альбомах - "Жизнь в розовом дыму", "Сб вечером в Св-ске" - нет ни одной социальной песни. Наверное, у нас был период в конце восьмидесятых годов, когда песни были более злые, более агрессивные. Были элементы "социальщины", но не все альбомы насквозь, лишь некоторые песни. Если в конце 80-х мне как автору этих песен казалось, что главное - разобраться с тем, что делается вокруг меня, то сейчас я понимаю, главное - разобраться с тем, что делается внутри меня и внутри человека, который слушает эту песню, и внутри героя, про которого эта песня. Вот и все изменения. Социальности не стало меньше, у нее стала другая направленность - она стала моя, моего героя.
- Слышал, как на некоторых российских концертах, вы посвящали песню Капе Деловой. За что вы так ее не любите? И если действительно не любите, то неужели не понимаете, что лучшей рекламы для нее и "МК" просто не придумаешь?
- Не сказать, что мы её не любим, не нравятся некоторые её публикации. Я не понимаю её логику: когда мы споем песню "Ой-йо" на концерте, она напишет: "Ну вот, опять спели "Ой-йо", не споем - она напишет: "Вот, только тем и отличался концерт, что не спели "Ой-йо". Мне было неприятно после "Максидрома": "вот опять нам в шестой раз споют "Ой-йо"… Вы знаете, на каждый день Победы люди поют Давида Тухманова "День Победы". Я искренне завидую автору, написавшему эту песню, которую уже поют столько раз, я понимаю, что люди хотят в этот день петь ее, так может быть, слушатели хотят приходить на "Максидром" и петь с ЧАЙФом эту песню? И, может быть, уже стоит написать о ее феномене, что она, с такой простой мелодией и с такими словами, вот уже столько лет остается востребована, и людям нравится и хочется её петь, может быть, всё-таки нужно сделать комплимент автору, а не плющить его. Вот и все непонимание с Капой. Она надеется, что группа ЧАЙФ или другие музыканты начнут делать что-то такое, что будет нравиться лично ей? Смысла нет, потому что прекрасно понимаю, что ни Капа, ни журналист любой другой никогда не купит ни нашего CD, ни билета на наш концерт. Почему я должен ориентироваться на этих людей, мне непонятно. Слов плохих мы про нее не говорили. Перед "Ой-йо" мы говорим, а вот это - специально для Капы Деловой. Это в нашем стиле, мы к себе с самоиронией относимся и к Капе - тоже, она очень смешной персонаж в духе хорошего мультфильма.
- После наездов в прессе Славы Петкуна на Шевчука, многие рок-музыканты стали избегать общения с Петкуном или критиковать его в своих интервью. Почему вдруг вы начали сотрудничать с ним? Я имею в виду запись песни и совместное выступление на ряде концертов.
- Мы познакомились до того, как началась полемика с Шевчуком. Я понимаю, что Слава молод и амбициозен, что иногда его высказывания в адрес Шевчука - провокация чистой воды, но в этом споре я чаще встаю на сторону Петкуна, чем Шевчука, я не понимаю, почему Юрий Юлианович - отличный автор, отличный исполнитель - вдруг начинает нам проповедовать что-то: как правильно, как надо. По-моему, все проповеди, какие можно было, уже прочитаны; все самые лучшие, самые гениальные уже зафиксированы в истории слово в слово. Мне кажется, что у Юрия Юлиановича гораздо лучше получается сочинять песни и петь их. Не надо осуждать: "это - попса, это - не попса, с этим спонсором надо работать, с этим - нет, это правильно, это неправильно". Кому-то нравится учить людей, кому-то нравится развлекать людей, кому-то нравится их эпатировать. Мы все абсолютно разные - правил нет, истины нет, никто не знает, как правильно.
- Вопрос, наверное, банальный, и все же. Вас, наверное, неоднократно пытались перетянуть из Екатеринбурга в Москву или Питер на "ПМЖ", но вы остаетесь в своем городе, почему? В столице все-таки возможностей больше и не только в плане раскрутки группы, но в образовании для ваших детей, например, и т.п.
- Мы не переехали, потому что нет особой причины это делать: репетировать можно где угодно, сочинять песни - тоже где угодно, дом, квартира тоже могут быть где угодно. У нас они в Екатеринбурге, где друзья, родители, друзья и компании детей. В Москве нужно заниматься именно бизнесом; у нас в группе четкое подразделение труда - этим занимается наш продюсер Дима Гройсман, а он как раз и живет в Москве. Так что мы занимаемся шоу в Екатеринбурге, а Дима - бизнесом в Москве. Что же касается именно детей, у Бегунова дети уже закончили школу, уже определились, моя младшая дочь еще учится. Захочет - уедет. Они всё выбирали и выбирают самостоятельно. Когда моя старшая заканчивала школу, мы говорили: "Юль, может, в Москву, может, за границу?" Она сразу сказала: "Нет, как это я от вас уеду?.. А кто со мной по вечерам разговаривать будет?! Не могу!" А другие дети в коллективе еще не вошли в возраст решений самостоятельных.
- Существует ли, на ваш взгляд, такое понятие как российская музыкальная ментальность? Т.е. западный народ никогда не поймет нашу музыку, а мы только на поверхностном уровне их, и дело совсем не в знании языка, скажем английского.
- Безусловно, есть некие отличительные черты, например, чешской музыки; скорее всего мы отличим шведских или британских исполнителей, есть свои черты и у российских музыкантов. Есть вещи, которые отличают славян от тех же британцев. Мы по-другому чувствуем, реагируем, нам надо сопереживать. Песня нейтральной эмоции у нас не будет популярна, нам нужно, чтобы душа пела, а слова нас трогали. По поводу разницы менталитетов музыкальных… Мы и итальянцы, мне кажется, понимаем друг друга. Когда ЧАЙФ играл в Италии, мы без двух-трех бисов не уходили. Они все очень чувствуют именно на уровне мелодии.
| |