Музыкальный Вестник. К содержанию


Владимир Шахрин. Игра в рок-н-ролл.

Владимир Шахрин

Владимир Шахрин

  Из огромного количества групп, ставших условно "легендами русского рока", ЧАЙФ, мне кажется, чуть ли не единственные, кто живет не за счет старых песен, когда-то принесших им популярность, а благодаря добротному материалу, который появляется у них каждый год! Просто идеальная группа для шоу-бизнеса. Для организаторов различных фестивалей они уже превратились в палочку-выручалочку - боишься за наполнение зала - приглашай "ЧАЙФ": биток гарантирован. В общем, чем не феномен русского рока! Вот мы и решили выяснить для себя, в чем же этот успех заключается. Сам Владимир Шахрин говорит, что ключик надо подобрать...

- ЧАЙФ стал известен массам благодаря остросоциальным текстам, тогда спокойно можно было употреблять слова "бунтари" и "рокеры" по отношению к группе как синонимы. А теперь нет объектов протеста, или вы с годами остепенились?

- Я думаю, что тезис "ЧАЙФ была остросоциальная группа" не очень верен. В первых наших альбомах - "Жизнь в розовом дыму", "Сб вечером в Св-ске" - нет ни одной социальной песни. Наверное, у нас был период в конце восьмидесятых годов, когда песни были более злые, более агрессивные. Были элементы "социальщины", но не все альбомы насквозь, лишь некоторые песни. Если в конце 80-х мне как автору этих песен казалось, что главное - разобраться с тем, что делается вокруг меня, то сейчас я понимаю, главное - разобраться с тем, что делается внутри меня и внутри человека, который слушает эту песню, и внутри героя, про которого эта песня. Вот и все изменения. Социальности не стало меньше, у нее стала другая направленность - она стала моя, моего героя.

- Слышал, как на некоторых российских концертах, вы посвящали песню Капе Деловой. За что вы так ее не любите? И если действительно не любите, то неужели не понимаете, что лучшей рекламы для нее и "МК" просто не придумаешь?

- Не сказать, что мы её не любим, не нравятся некоторые её публикации. Я не понимаю её логику: когда мы споем песню "Ой-йо" на концерте, она напишет: "Ну вот, опять спели "Ой-йо", не споем - она напишет: "Вот, только тем и отличался концерт, что не спели "Ой-йо". Мне было неприятно после "Максидрома": "вот опять нам в шестой раз споют "Ой-йо"… Вы знаете, на каждый день Победы люди поют Давида Тухманова "День Победы". Я искренне завидую автору, написавшему эту песню, которую уже поют столько раз, я понимаю, что люди хотят в этот день петь ее, так может быть, слушатели хотят приходить на "Максидром" и петь с ЧАЙФом эту песню? И, может быть, уже стоит написать о ее феномене, что она, с такой простой мелодией и с такими словами, вот уже столько лет остается востребована, и людям нравится и хочется её петь, может быть, всё-таки нужно сделать комплимент автору, а не плющить его. Вот и все непонимание с Капой. Она надеется, что группа ЧАЙФ или другие музыканты начнут делать что-то такое, что будет нравиться лично ей? Смысла нет, потому что прекрасно понимаю, что ни Капа, ни журналист любой другой никогда не купит ни нашего CD, ни билета на наш концерт. Почему я должен ориентироваться на этих людей, мне непонятно. Слов плохих мы про нее не говорили. Перед "Ой-йо" мы говорим, а вот это - специально для Капы Деловой. Это в нашем стиле, мы к себе с самоиронией относимся и к Капе - тоже, она очень смешной персонаж в духе хорошего мультфильма.

- После наездов в прессе Славы Петкуна на Шевчука, многие рок-музыканты стали избегать общения с Петкуном или критиковать его в своих интервью. Почему вдруг вы начали сотрудничать с ним? Я имею в виду запись песни и совместное выступление на ряде концертов.

- Мы познакомились до того, как началась полемика с Шевчуком. Я понимаю, что Слава молод и амбициозен, что иногда его высказывания в адрес Шевчука - провокация чистой воды, но в этом споре я чаще встаю на сторону Петкуна, чем Шевчука, я не понимаю, почему Юрий Юлианович - отличный автор, отличный исполнитель - вдруг начинает нам проповедовать что-то: как правильно, как надо. По-моему, все проповеди, какие можно было, уже прочитаны; все самые лучшие, самые гениальные уже зафиксированы в истории слово в слово. Мне кажется, что у Юрия Юлиановича гораздо лучше получается сочинять песни и петь их. Не надо осуждать: "это - попса, это - не попса, с этим спонсором надо работать, с этим - нет, это правильно, это неправильно". Кому-то нравится учить людей, кому-то нравится развлекать людей, кому-то нравится их эпатировать. Мы все абсолютно разные - правил нет, истины нет, никто не знает, как правильно.

- Вопрос, наверное, банальный, и все же. Вас, наверное, неоднократно пытались перетянуть из Екатеринбурга в Москву или Питер на "ПМЖ", но вы остаетесь в своем городе, почему? В столице все-таки возможностей больше и не только в плане раскрутки группы, но в образовании для ваших детей, например, и т.п.

- Мы не переехали, потому что нет особой причины это делать: репетировать можно где угодно, сочинять песни - тоже где угодно, дом, квартира тоже могут быть где угодно. У нас они в Екатеринбурге, где друзья, родители, друзья и компании детей. В Москве нужно заниматься именно бизнесом; у нас в группе четкое подразделение труда - этим занимается наш продюсер Дима Гройсман, а он как раз и живет в Москве. Так что мы занимаемся шоу в Екатеринбурге, а Дима - бизнесом в Москве. Что же касается именно детей, у Бегунова дети уже закончили школу, уже определились, моя младшая дочь еще учится. Захочет - уедет. Они всё выбирали и выбирают самостоятельно. Когда моя старшая заканчивала школу, мы говорили: "Юль, может, в Москву, может, за границу?" Она сразу сказала: "Нет, как это я от вас уеду?.. А кто со мной по вечерам разговаривать будет?! Не могу!" А другие дети в коллективе еще не вошли в возраст решений самостоятельных.

- Существует ли, на ваш взгляд, такое понятие как российская музыкальная ментальность? Т.е. западный народ никогда не поймет нашу музыку, а мы только на поверхностном уровне их, и дело совсем не в знании языка, скажем английского.

- Безусловно, есть некие отличительные черты, например, чешской музыки; скорее всего мы отличим шведских или британских исполнителей, есть свои черты и у российских музыкантов. Есть вещи, которые отличают славян от тех же британцев. Мы по-другому чувствуем, реагируем, нам надо сопереживать. Песня нейтральной эмоции у нас не будет популярна, нам нужно, чтобы душа пела, а слова нас трогали. По поводу разницы менталитетов музыкальных… Мы и итальянцы, мне кажется, понимаем друг друга. Когда ЧАЙФ играл в Италии, мы без двух-трех бисов не уходили. Они все очень чувствуют именно на уровне мелодии.

ЧАЙФ

ЧАЙФ

- Как вы объясните такой феномен: молодые люди и подростки просто фанатеют от групп вашего поколения. Это означает, что музыканты "засиделись в этом возрасте" (простите, просто не смог подобрать другого слова и не воспринимайте это как претензии) или молодежь не по годам разумная?

- Сейчас читаю Акунина, читаю Берберову и понимаю, что меняется время. А люди остаются такими же! Условно говоря, код меняется информационный, у каждого поколения он свой, но камера хранения - одна на всех. И содержимое её - одно на всех. А замочек у каждого свой. Когда получается подобрать универсальную отмычку к нескольким кодам, тогда у тебя есть внимание сразу к нескольким поколениям. Я думаю, что какие-то песни могли бы сейчас уже понравится людям, которые жили 200 лет назад, потому что они про то же самое. Насколько удачнее эта отмычка, настолько долговечнее песня. Есть ключик у песни "Шумел камыш, деревья гнулись", вот она и популярна до сих пор. Ситуация, которая там описана, повторяется из века в век. Ну не в камыши соблазнитель увлекает девушку, а на дискотеку, но смысл - один. Главное, найти точную информацию. Поэтому когда меня спрашивают, почему я не использую современные музыкальные технологии в творчестве… Наворотить-то несложно, а вот мне интереснее обойтись без этого. Зачем тщательно прятать историю, содержимое самой песни?.. Не голый ли король? У меня другой характер, другой взгляд на жизнь. Нисколько не задела фраза, "не засиделись ли". Может быть, это и так. Смотрю на Би Би Кинга, например, и понимаю, что есть абсолютно мальчишеский блеск в глазах. Мы начали играть эту музыку, потому что это была игра. Нам нравилось играть в рок-группу. Так до сих пор и играем. Мы взяли гитары не с целью наживы или покорить мир, нам нравилась и нравится игра в рок-н-ролл, поэтому мы до сих пор в неё играем. А, в общем, это, конечно, детское занятие - играть во что-либо. Наверное, засиделись.

- Вы как-то выступили на КВН с командой УПИ, у вас не было ощущения, что, пригласив ЧАЙФ, "Пельмени" просто пытались заработать на вас очки? И вышло так, не веселье, не смех, а лишний пафос?

- Город Екатеринбург не очень большой, мы здесь почти все хорошо знакомы. Нас пригласили - мы не отказались, так же, как и они не отказываются, когда мы их приглашаем провести концерт в честь нашего дня рождения. Понятно, что группа ЧАЙФ могла бы обойтись без КВНа, а КВН - без группы ЧАЙФ, но нам так просто хочется. Захотелось, возникла такая идея - почему нет? Мы прекрасно провели время, банкет, кстати, после КВНа был роскошный, было очень весело и задорно.

- Многие музыканты и артисты терпеть не могут распространяться о своей личной жизни, хобби и т.д. Лично вы как относитесь к тому, что массы просто жаждут какой-то интимной подробности о своем кумире, а редакторы заставляют журналистов потакать этим интересам?

- Мы, наверное, из той плеяды, кто не очень любит распространяться о своей личной жизни. Да, массы жаждут, да, журналистов заставляют об этом писать. На дыбе нас никто не подвешивает, и если мы не хотим говорить, то никто и не узнает ничего. Если информация вышла за пределы квартиры артиста, значит, он решил, что ему это надо.

- Неоднократно было так, что лидеры групп записывали сольные альбомы и объясняли это тем, что не все придуманное можно сыграть этим составом. Вы не думали о сольнике или у вас в группе такое единодушие, что такой необходимости не возникает?

- Я очень многие свои идеи могу воплотить в рамках группы ЧАЙФ. В то же время, была задача написать романсы для телесериала "Азазель", и было понятно, что не нужна рок-группа - нужна одна гитара, что должен быть романс, поэтому я их записал без группы. Не исключаю, что когда возникнет идея, где нужны будут другие музыкальные краски, другие средства, я спокойно могу пойти на это, просто это не будет группа ЧАЙФ.

- Многие музыканты часто отказываются петь чужие песни, ссылаясь на то, что лучше уже не споешь. А как вы относитесь к этому, у вас есть даже целый альбом таких песен.

- Я всегда любил и люблю петь любимые чужие песни, в программе у нас всегда таких 3-4. Очень многим молодым группам, которые приносят демо своих песен, когда я понимаю, что играют неплохо, что у них есть желание, я говорю: "Зачем вы мучаете публику, зачем душите их пока еще не очень хорошими песнями?.." Как минимум, в программе должны быть песни, которые сто процентов понравятся публике. У нас вот есть неписаное, неправильное, мне кажется, правило, что рок-группа должна играть хоть плохонькое, но свое. Сыграйте известные песни по-своему, это будет и вам хорошо, и публике приятно, и автору не без пользы.

Николай Милиневский

Используются технологии uCoz