Музыкальный Вестник. К содержанию


МАШИНА ВРЕМЕНИ. Презентация альбома "Место, где свет".
Киев.

"Молодильные клавиши" МАШИНЫ ВРЕМЕНИ

 Там, где свет, по мнению Макаревича и компании, обязательно сквозь пение птиц прорывается детское всхлипывание, а зов рога иногда перебивается электрическими писками. Приблизительно так выглядела увертюра к киевскому концерту МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, презентовавшей свой новый альбом "Там, где свет", который вышел две недели назад в Москве.

  Такое почти шаманское начало немного даже напугало. Возникло опасение, что повторится плачевный опыт эксперимента Макаревича с КВАРТИАЛОМ. Тогда с киевского концерта ушло, чуть ли не ползала, хотя музыка была достойна самой высокой похвалы. Боязнь за "хрупкую" нервную систему главного "машиниста" увеличилась еще больше, когда группа заиграла первую песню - "Звезды не ездят в метро". Композиция не имеет практически ничего общего со старым советским рок-н-роллом, и только знакомый голос и привычные лица на сцене подтверждали, что на сцене МАШИНА. Это были не три расхожих аккорда, разбавленные блюзовыми соло Маргулиса, а добротный западный рок, услышав который, веришь, что эта пластинка была записана под влиянием последней работы Тома Уэйтса. О чем Андрей Вадимович часто повторял в своих рекламных интервью.

 Причиной такого "омоложения" стал Андрей Державин, которому МАШИНА почти целиком доверила аранжировать альбом, препоручив, однако, конечную редакцию Кутикову. Новый клавишник просто-таки нашпиговал новые песни разными компьтерными примочками. В результате вышло весьма неплохо. С одной стороны, не так радикально, как у Пилявина, с другой, вполне приемлемо для массового слушателя. Более того, с уверенностью можно сказать, что экс-попсовик очень даже органично вписался в коллектив не только как музыкант, но и как аранжировщик. Вспомните, каких эпитетов в свое время удостаивался Подгородецкий: хороший шоумен, крепкий музыкант. Конечно, немало, но на общую концепцию группы он никогда не влиял. Державину же удалось сделать почти невозможное - убедить Макаревича в том, что компьютер - это не просто груда железа, и что машина тоже на что-то может сгодиться. Порой именно всякие прибамбасы и лупы, придуманные новым клавишником, без преувеличения, вытягивали целую песню. Убери их, и, чего доброго, покажется, что группа положила на старую музыку новые слова. В особенности это касается "Крестиков, ноликов", сделанных Кутиковым в стиле военно-патриотического марша.

  Правда, этот пафос хорошо компенсировал своими блюзовыми песнями Маргулис, который в этом альбоме и программе был представлен как никогда много. Такое впечатление, что Андрей Вадимович стал действительно по-братски делиться лаврами со своими коллегами, и без собственной песни остался только барабанщик. Впрочем, и ему выделили небольшое соло в "Он играет на похоронах".

 Есть ли действительно у музыкантов МАШИНЫ такой опыт, остается только догадываться, но в одной из песен Макаревич вдруг занялся самобичеванием, сложив "музыкальную исповедь" о своих заказных закрытых концертах: "Меня заказали после десерта, перед стриптизом". Короче, некое покаяние или раскаяние стало одним из лейтмотивов "Там, где свет". На смену песне-кредо "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас" вдруг пришла композиция со словами "Но кто я такой, чтоб порвать эту нить?" Что ж, наш народ такое любит, и новые эксперименты любимца публики воспринимались более чем благосклонно. Иногда поклонники даже подпевали некоторые новые песни. В общем, никто не ушел, дождавшись, как выразился Макаревич, "народного российско-украинского" хита - "Поворот".

  Кстати, эта песня тоже прозвучала несколько по-новому, опять-таки благодаря Державину. Каких-то радикальных изменений он не внес, но явно немножко оживил. Так что слова еще одной новой песни Кутикова "Не ставь меня в музей" звучат для группы достаточно актуально, лишний раз, подтверждая слова песни опять-таки из последнего альбома МВ: "И хочется верить, что есть еще порох и запал не остыл".

  И слава богу! Сколько мы уже видели различных метаморфоз как попсовых, так и роковых артистов, которые, желая быть модными и актуальными, превращались в пародию на самих себя в лучшем случае. Оказывалось, что и легендарным не все сходит с рук, и Макаревичу в том числе. Но на этот раз легкое превращение вполне сможет разбавить аудиторию поклонников группы более молодыми, которые благодаря именно свежим песням начнут слушать их "старое, доброе".

Николай Милиневский

Андрей Державин

Андрей Державин

Используются технологии uCoz