|
 Там, где свет, по мнению Макаревича и компании, обязательно сквозь пение птиц прорывается детское всхлипывание, а зов рога иногда перебивается электрическими писками. Приблизительно так выглядела увертюра к киевскому концерту МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, презентовавшей свой новый альбом "Там, где свет", который вышел две недели назад в Москве.
 
Такое почти шаманское начало немного даже напугало. Возникло опасение, что повторится плачевный опыт эксперимента Макаревича с КВАРТИАЛОМ. Тогда с киевского концерта ушло, чуть ли не ползала, хотя музыка была достойна самой высокой похвалы. Боязнь за "хрупкую" нервную систему главного "машиниста" увеличилась еще больше, когда группа заиграла первую песню - "Звезды не ездят в метро". Композиция не имеет практически ничего общего со старым советским рок-н-роллом, и только знакомый голос и привычные лица на сцене подтверждали, что на сцене МАШИНА. Это были не три расхожих аккорда, разбавленные блюзовыми соло Маргулиса, а добротный западный рок, услышав который, веришь, что эта пластинка была записана под влиянием последней работы Тома Уэйтса. О чем Андрей Вадимович часто повторял в своих рекламных интервью.
 Причиной такого "омоложения" стал Андрей Державин, которому МАШИНА почти целиком доверила аранжировать альбом, препоручив, однако, конечную редакцию Кутикову. Новый клавишник просто-таки нашпиговал новые песни разными компьтерными примочками. В результате вышло весьма неплохо. С одной стороны, не так радикально, как у Пилявина, с другой, вполне приемлемо для массового слушателя. Более того, с уверенностью можно сказать, что экс-попсовик очень даже органично вписался в коллектив не только как музыкант, но и как аранжировщик. Вспомните, каких эпитетов в свое время удостаивался Подгородецкий: хороший шоумен, крепкий музыкант. Конечно, немало, но на общую концепцию группы он никогда не влиял. Державину же удалось сделать почти невозможное - убедить Макаревича в том, что компьютер - это не просто груда железа, и что машина тоже на что-то может сгодиться. Порой именно всякие прибамбасы и лупы, придуманные новым клавишником, без преувеличения, вытягивали целую песню. Убери их, и, чего доброго, покажется, что группа положила на старую музыку новые слова. В особенности это касается "Крестиков, ноликов", сделанных Кутиковым в стиле военно-патриотического марша.
 
Правда, этот пафос хорошо компенсировал своими блюзовыми песнями Маргулис, который в этом альбоме и программе был представлен как никогда много. Такое впечатление, что Андрей Вадимович стал действительно по-братски делиться лаврами со своими коллегами, и без собственной песни остался только барабанщик. Впрочем, и ему выделили небольшое соло в "Он играет на похоронах".
 Есть ли действительно у музыкантов МАШИНЫ такой опыт, остается только догадываться, но в одной из песен Макаревич вдруг занялся самобичеванием, сложив "музыкальную исповедь" о своих заказных закрытых концертах: "Меня заказали после десерта, перед стриптизом". Короче, некое покаяние или раскаяние стало одним из лейтмотивов "Там, где свет". На смену песне-кредо "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас" вдруг пришла композиция со словами "Но кто я такой, чтоб порвать эту нить?" Что ж, наш народ такое любит, и новые эксперименты любимца публики воспринимались более чем благосклонно. Иногда поклонники даже подпевали некоторые новые песни. В общем, никто не ушел, дождавшись, как выразился Макаревич, "народного российско-украинского" хита - "Поворот".
 
Кстати, эта песня тоже прозвучала несколько по-новому, опять-таки благодаря Державину. Каких-то радикальных изменений он не внес, но явно немножко оживил. Так что слова еще одной новой песни Кутикова "Не ставь меня в музей" звучат для группы достаточно актуально, лишний раз, подтверждая слова песни опять-таки из последнего альбома МВ: "И хочется верить, что есть еще порох и запал не остыл".
 
И слава богу! Сколько мы уже видели различных метаморфоз как попсовых, так и роковых артистов, которые, желая быть модными и актуальными, превращались в пародию на самих себя в лучшем случае. Оказывалось, что и легендарным не все сходит с рук, и Макаревичу в том числе. Но на этот раз легкое превращение вполне сможет разбавить аудиторию поклонников группы более молодыми, которые благодаря именно свежим песням начнут слушать их "старое, доброе".
Николай Милиневский
| | Андрей Державин |