|
 Вообще-то целиком это мероприятие называлось "Сармат-фестиваль". Местный пивзавод решил рекламно проставиться на весь город, да так, чтобы услыхали об этом как можно дальше. Дело, с коммерческой точки зрения понятное, а с культурно-массовой - весьма похвальное, так как при грамотном подходе может породить множество хороших акций. В данном случае подход был именно грамотный. Журналистов аккредитовали со всей Украины, а также МузВест, в гордом одиночестве представлявший Россию. Присланные заранее пресс-релизы изумляли размахом диковинных задумок. Тут и загадочный "Вертикальный балет", и "Лебединое озеро" в исполнении электропогрузчиков пивзавода "Сармат", и собственно "Rock-Точка", на которую мы и приехали, и много тому подобных радостей. Забегая вперёд скажу, что многое мы пропустили, потому как слишком уж часто действа накладывались друг на друга по времени, да и основной нашей целью была всё же именно "Rock-точка" но и то, что мы увидели запало в душу надолго.
 
Во-первых, порадовала организация. Постоянно работающий пресс-центр с междугородней связью и интернетом, ежедневные пресс-конференции с внятными комментариями к тому, что планируется на сегодня, транспорт к разрозненным площадкам, - всё это очень упрощало существование. Не приходилось бегать, выспрашивая где и что в данный момент происходит, не приходилось лихорадочно выспрашивать у коллег не знают ли они, случаем, как правильно пишется название той или иной группы, и прочая, и прочая.
 
Во-вторых, нам, впервые в Донецке побывавшим, очень понравился сам город. Не сказать, чтобы мы облазили его весь, но то, что мы видели впечатления оставило самые приятные. Меня лично больше всего поразил прижизненный памятник знаменитому земляку Сергею Бубке, установленный у местного стадиона. А вообще есть такое понятие, как аура города. И вот в Донецке она, вопреки ожиданиям, оказалась очень и очень приятной.
 
Ну, и в-третьих, самое главное. То, ради чего мы туда и ездили. Музыка. Можно долго спорить о том насколько вообще нужны подобные фестивали. Доводы скептиков мне известны. Звук, как правило, плохой, публика ждёт кумиров, лишь раздражаясь от обилия неизвестных ей новичков, полноценную программу всё равно показать не удастся, а от обрывка толку мало и так далее. Да, всё это в изрядной степени справедливо. Но. Очень большое "но". Так уж сложилось, что наш шоу-бизнес находится в несколько недоделанном состоянии. И за исключением Москвы и отчасти Питера клубная жизнь теплится исключительно на энтузиазме нескольких местных фанатов. А в Украине, которая в плане музыкальном идёт строго в фарватере России, да ещё и с заметным отставанием, ситуация ещё хуже. И не проводись там время от времени подобные фестивали молодёжи будет просто негде играть. И незачем. Меня и так изумляет каким образом группа, лишённая нормальной концертной практики может временами выдавать что-то, по большому счёту интересное, безо всяких скидок на неопытность и провинциальность. Я не знаю где был и кого слушал Шевчук, не нашедший по всей стране талантов, но по собственному опыту могу сказать, что на каждом фестивале из пары десятков отстойных команд, одна-две хорошие, да найдутся.
 
Так вышло и на этот раз. Отстоя в оба дня хватало. Первый день вообще зиял пустыми газонами и огромным асфальтовым полем перед сценой, где сменяя друг друга старательно играли в рок-звёзд коллективы. Не скажу, чтобы всё настолько уж безнадёжно, но не запомнился никто, за исключением, пожалуй, СБЕЙ ПЕПЕЛС: гитарный квартет, симпатично, неглупо, в музыке понемногу от всего гитарного с MTV последнего десятилетия. Очень также рекомендовали послушать днепропетровскую группу ОСКОЛКИ СНА, но, каюсь, их мы пропустили, так как расписания выступления команд не было, а восемь часов подряд выслушать тяжеловато. К вечеру публика подтянулась, несколько оживив заскучавших было торговцев, но основная масса явно готовилась ко второму дню фестиваля, ибо гости-хэдлайнеры были заявлены именно на него.
| | СБЕЙ ПЕПЕЛС |
|
 Однако второй день оказался несколько смятым. Из-за неполадок с аппаратом начало затянулось аж на неполных два часа. Всё это время по сцене угрюмо бродили музыканты TEQUILAJAZZZ, которые и должны была открыть второй день. Часть народа, пришедшая именно на питерских альтернативных звёзд всё это время методично набиралась представленным в изобилии "Сарматом", в результате энное количество бойцов к началу действа уже пало. Но наконец аппарат починили и началось. Под барабанный бой киевской группы ARS NOVA (пять барабанщиков и около двухсот ударных инструментов, очень впечатляет!) ведущие, разряженные в некие уловные доспехи старательно имитируя торжественные голоса представили российских гостей и к радости оживившихся местных неформалов загремела ТЕКИЛА. Отыграв привычную свою фестивальную программу (хронология от "Кокаина" до "Зимнего солнца"), Фёдоровы&К уступили место цвету и надеждам украинской сцены. Посмотреть кто именно в какой день играл можно на официальном сайте "Rock-Точки": www.rocktochka.com.ua. Я же просто, безо всякой хронологии, расскажу о том, что мне запомнилось.
 
МАРГО. Группа из Киева с очень обаятельной шоувумен-вокалисткой. Имеющий пристрастие навешивать ярлыки наверняка бы назвал их чем-то вроде украинской ЧИЧЕРИНОЙ. Примерно такой же позитивный посыл со сцены, однако ни единой песни, которой хотелось бы подпеть, или хотя бы мелодия которой сходу засела в сознание. Но лиха беда начало, в сравнении с какими-нибудь ТАНЦАМИ МИНУС они уже на порядок интереснее. Так что потенциал имеется, а уж дальнейшая судьба - дело непредсказуемое. Повезёт с продюсером - вполне может и выйти на какой-то ощутимый уровень.
 
ДИМНА СУМIШ. Они понравились нам ещё на весенней киевской "Чайке-1", и, как показало выступление в Донецке, впечатление заслуженное. Очень грамотная группа из Чернигова. По-хорошему злая в подаче, неплохо исполненная технически музыка с украинскими текстами вполне может качать стадионы, думается, что и в клубах они неплохи. Вокруг них ходят киевские издатели, но пока ничего определённого с альбомами/раскрутками нет, что, опять же, дело наживное, главное, что уже сейчас они достигли достаточно высокого для больших прорывов мастерства и уровня уверенности в себе.
 
ГУЦУЛ КАЛИПСО. О! Вот это тот самый случай, когда совершенно неожиданно получаешь по голове, да так и остаёшься. Пяток выступавших перед ними совершенно безликих команд совсем уже настроил нас на грустную волну, но тут на сцене нарисовались эти ребята из Черновцов. Где эти самые Черновцы находятся мне неведомо, но вот музыку делать там умеют. Великолепно исполненный хип-хоп в духе ТНМК поставил на ноги заскучавшую было публику. Два гуттаперчивых вокалиста отплясывали на сцене что-то несусветное, выдавая донельзя смешные речитативы в микрофоны. Вот когда жалеешь, что украинского толком не знаешь! Общий имидж дорвавшихся до хип-хопа гуцулов, и играющих его так, как они его представляют, совершенен настолько, что ясно насколько безупречно это всё продумано и исполнено. Песня про председателя - откровенный шедевр. Жаль, что сыграть им довелось совсем мало, но группы со сцены сгоняли немилосердно, пытаясь хоть как-то компенсировать задержку с началом концерта. Мы постараемся как-то с ними связаться и выяснить что же они такое и откуда такое чудо взялось. А пока возьмите это название на заметку, надеемся, что о них ещё услышат.
| | ГУЦУЛ КАЛИПСО |
|
 АРМАДА. Безрезонансно засветившаяся на августовском "Нашествии" киевская группа, на родине чувствует себя гораздо уверенней. Они играли непосредственно перед суперхедланйерами - ВВ, и пафоса вокруг их выступления нагнали немало. И в некой степени заслуженного. Поскольку я не большой любитель подобной громоподобной музыки, судить собственно о ней мне сложно, но масштаб впечатлил. На их сете даже порталы зазвучали резче и отчётливей. А на публику их RAMMSTEINнопободный грохот впечатление произвёл и вовсе убойное. В разросшейся к тому времени до нескольких тысяч толпе стали появляться "козы", кто-то начал слэмовать, в общем прокачало. Но всё же к концу выступления грохот несколько утомил.
 
Ну и, конечно, ВВ. Эти с одной стороны не впечатлить не могут, а с другой, поскольку они являются завсегдатаями всяческих крупных фестивалей, то и впечатление везде оставляют примерно одинаковое. Искромётно, талантливо, реакция публики как правило феерическая, но увязать это с каждым конкретным выступлением всё сложней и сложней. Вот и про Донецк, из чего-то, отличающегося от остальных подобных мероприятий, сказать можно только то, что именно их выступление и оказалось в результате самым урезанным: вместо часа - двадцать пять минут. Время позднее, площадка открытая, организаторы небезосновательно опасались гнева городских властей, вот и свернули радость горожан. А она была всеобъемлющей, реноме ВВ в Украине, пожалуй, выше, чем у какого-либо исполнителя в России вообще.
 
На этом музыкальная часть фестиваля и закончилась. Краткий итог её можно свести к следующему: независимая музыка в Украине существует. Пусть и не всегда она достаточно самобытна, но не это сейчас главное. Качество улучшается в процессе, и главное сейчас - чтобы хоть и миниммальные, но происходящие в этой области шевеления, не прекращались. И "Rock-Точка" в этом плане свою миссию выполнило с блеском. Фестиваль удался, и в отличие от многих закостеневших действ, творящихся и в России и в Украине, он получился по-настоящему живым. А живое - оно идеальным не бывает. И столь любимый нашими фестивальными промоутерами лоск, как выясняется, отнюдь не обязателен.
 
Но, хоть музыка на фестивале и сама по себе была достаточно интересной, но и то, что происходило параллельно, достойно отдельного рассказа. Организаторы, повторюсь, показали себя с лучшей стороны. А безупречная работа с прессой - есть заслуга пресс-атташе фестиваля Александры Кулиненко, огромное ей ещё раз спасибо! Человек, искренне любящий то, чем занимается всегда производит хорошее впечатление, а человек, способный этой любовью ещё и поделиться - явление не такое уж и частое. И очень радостно, что где-то такие люди ещё встречаются. Будем надеяться, что нынешний, второй по счёту "Сармат-фестиваль" не окажется последним, и мы ещё побываем на этом по-настоящему добром празднике. Пафосно, конечно сказано, но иногда и пафос полезен, иначе точно все сами в себе закуклимся.
А оно нам надо?
Тим Гуринов
| | VV |