Музыкальный Вестник. К содержанию


"Сальто мортале" ПЕТЛИ НЕСТЕРОВА

Эдуард Нестеренко

Эдуард Нестеренко

  Питерская группа ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА, находившаяся несколько лет в тени в связи с кадровыми перестановками, наконец-то записала новый альбом, который стал первым за последние пять лет. Альбом выходит в октябре месяце на московском мейджор-лейбле Cd Land. Альбом получился очень мягким, душевным и умиротворённым. Исчезла истерия и нервность песен и музыки, появилась мудрость и спокойствие. Ребята прошли через многое, понабрали душевных шрамов и морщин, но не стали от этого хуже. Наоборот, коньяк только хорошеет с каждым годом. Альбом получился очень мягким, ровным и красивым, но не скучным. Много меланхолии, внутренних размышлений главного лирического героя, поисков себя самого. Много свежих и красивых образов, ярких поэтических находок. Впечатляет музыкальная часть - группа вышла на вершины профессионализма, появилась удивительная сыгранность и взаимопонимание. Группа играет музыку, не предназначенную для стадионов и больших концертных залов. Это музыка для уютных и небольших клубов, для людей тонко организованных и умеющих отличать настоящее от фальши. Людей, любящих душевный комфорт, любящих неторопливый разговор, спокойные танцы, лёгкий флирт и красное вино. Это их группа. Эд Нестеренко, автор всех песен и бессменный лидер группы, не спеша и обстоятельно рассказывает о группе, о своём понимании музыки, о новом альбоме под названием "Salto Mortale".

Эд: Был к тому времени год, наверное, 87-ой. Очень многие люди связывают мою фамилию, фамилию великого русского лётчика и название группы, тем не менее это не так. Это название появилось из совершенно других источников, на тот момент был такой бум, была одна очень и очень популярная английская фирма грамзаписи, и существовал такой проект "Mortal Coil", и вот мы как-то случайно об этом задумались и применили все свои тогдашние навыки английского языка решили просто-напросто всё это дело перевести и получилось - МЁРТВАЯ ПЕТЛЯ , но получалось, что звучит всё это довольно грубо, а Саша выкрутился и сказал, что "петля" - это понятие такое, в принципе, международное, и ему надо придать родную окраску. И мы решили, что всё-таки ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА - это то, что надо. Мне название на тот момент, честно говоря, не очень нравилось. Потом, когда я услышал, что название, в принципе, классное и яркое, я успокоился. Даже Боря Гребенщиков, когда услышал название, поднял вверх большой палец, заулыбался, и меня отпустило - ну ладно, раз людям нравится, то и мне нечего особо выпендриваться. Я особо об этом жалею. Сейчас я понимаю, что оно правильное, интуиция нас тогда не подвела. Ну вот, и мы начали репетировать тогда в институте связи имени Бонч-Бруевича на Мойке, у нас была там маленькая каморка, два на три метра, но нам было там хорошо, уютно, рядом был кафетерий, всегда можно было выпить кофе и съесть горячих сосисек по студенческим ценам. Полгодика мы там поковырялись, и в 1987 году на католическое Рождество, которое ещё никто не отмечал, но все уже были в предвкушении Нового Года, мы решили засветить своим друзьям и своё новое название и группу и новые песни, которых на тот момент было готово уже шесть-семь. Мы решили сделать вечеринку прямо в холле этого кафе, вечеринку с танцами, а предварить это событие небольшим нашим концертом. Созвали всех близких друзей, было человек 25 - все были молодые, симпатичные, весёлые. Мы включили лампы, подключили электрогитары, и я попел.

Это событие и стало рождением ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА?

Дело в том, что я всю жизнь занимаюсь симфонической музыкой. Серьезной, большой музыкой, хотя и это тоже большая, серьезная музыка, но в своем жанре. Я много гастролировал за рубежом, и BBC сделало обо мне 12 видеофильмов под названием "Music Maestro". Каждый фильм посвящен творчеству какого-то композитора: Бетховена, Моцарта, Брамса, Дворжака и так далее. Это было в Англии, я там довольно часто, раз шестнадцать, дирижировал. Не знаю как точно, наверное, кто-то сказал… Но вышли, узнали. И как раз участвовал во всем этом Стас Намин, мой оркестр был оркестр при его центре.
 Да, это мы и считаем рождением, поскольку стало возможным наконец-то всё это послушать, увидеть и даже пощупать. А дальше уже пошёл процесс развития, писались вовсю новые песни, число их выросло до двенадцати, по-моему. Стандартный концертный сет, чтобы играть 40 минут. И дальше уже нужно было фиксировать себя как-то на большой сцене, и мы со своими песнями и текстами пошли в заведение под названием Ленинградский рок-клуб на Рубинштейна, 13. В рамках Рок-клуба мы отыграли немалое количество концертов, у нас была своя устойчивая аудитория, мы выступали в одних концертах с такими группами, как АВИА, АУКЦЫОН, СТРАННЫЕ ИГРЫ, КИНО, АЛОЭ.

ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА

ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА

А можно было в те времена выступать в обход Рок-клуба?

Я думаю, что да, но всё-таки подобных примеров я на своём веку не помню. Существовали какие-то группы, которые функционировали автономно, но тогда эта тема уже умирала. Тогда было очень любопытное время, поскольку появилось несколько очень любопытных групп, которые делали нечто нестандартное. Во-первых, это, конечно же, распавшиеся СТРАННЫЕ ИГРЫ под предводительством Виктора Сологуба, они превратились в группу ИГРЫ, которые заиграли такую независимую ни от каких стилей музыку, которая весьма и весьма близка к нашему тогдашнему творчеству. Появились ещё очень интересные группы: НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ под предводительством Алекса Оголтелого, появилась группа ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ. То есть, в принципе, музыкальное пространство было весьма пёстрым, разнообразным и интересным, и всем было очень весело и здорово творить, общаться с коллегами. А потом уже пошла волна наращивания оборотов, мы приятельствовали с группой КИНО, записали пару песен на их портативной студии. Каждый шаг за собой подозревал некий следующий шаг, то есть записав эти песни на обычную кассету, мы решили записать полноценный альбом, нам повезло, и за пару дней был записан альбом, который получил название "Кто здесь?". Недавно он вышел под названием "Ностальгия". Записали этот альбом, поездили по стране немного и за рубежом. У нас был свой менеджер, то есть всё вошло в русло. Затем мы выступили как разогревающая группа перед КИНО в СКК, было жутко страшно - орущее море гопников, которые кричали: "КИНО! КИНО!" и кидали в нас шарфами, шапками, батонами, пачками сигарет и бенгальскими огнями, что было страшнее всего, поскольку сцена была декорирована какими-то тряпками и бедные техники бегали тушили по всей сцене, затаптывали эти огни ногами, ибо могла воспламениться вся сцена. После этого случая меня уже мало чем можно испугать. Это выступление тоже сыграло свою роль, поскольку играть тогда перед КИНО было очень почётно, так как Цой в то время уже был полноценной звездой, после этих концертов у них поменялся менеджер, им стал московский продюсер Юрий Айзеншпис. У нас пошла автономная жизнь, появились предложения съездить за рубеж, мы были, кстати, одной из первых групп Петербурга, которая съездила на Запад с концертами, съездили в Гамбург, всё было очень здорово, любезно и благополучно, потом ездили туда ещё несколько раз по уже накатанной дорожке. После этого мы сплавали и приняли участие в одном очень интересном мероприятии под названием "Рок чистой воды". Нам всё это очень понравилось, познакомились с одной очень классной голландской группой, ТЕЛЕВИЗОР с нами был, ЧАЙФ, АУКЦЫОН - очень хорошая компания получилась. А вскоре наш бас-гитарист Игорь Копылов (сейчас он играет в группе НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ) получил ангажемент поиграть на бас гитаре со Славой Бутусовым в НАУТИЛУСЕ, и это, конечно, был крах, потому что найти замену такому великолепнейшему музыканту в то время было очень маловероятно, к тому же в то время у меня уже появился маленький ребёнок, поэтому где-то приблизительно на два года ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА впала в транс, мы продолжали общаться, но полноценной группы уже не было.

Вы были на взлёте и рухнули вниз?

Да, такая петля получилась, и нас сбили. Некоторое время ничего не происходило, но тем не менее я чувствовал у себя внутри потребность заниматься своим любимым занятием, я что-то всё-таки писал, несмотря на семейные хлопоты. И в конечном итоге совершенно закономерным образом появился музыкант, который был готов с нами сотрудничать, которому все это нравилось - Максим Веркеев, наш следующий бас-гитарист, с очень классным техническим потенциалом, и мы всё начали заново, начали репетировать, начали поигрывать, съездили на гастроли в Минск, но потом случился ещё один крах - Саша решил уехать в Германию, потому что посчитал, что подрабатывать на немецкое общество на немецком "чёрном" рынке гораздо выгоднее, чем грохать палочками по барабанам, поскольку музыка денег особых не приносила. Никаких истерик не было, все всё поняли. Он уехал, по-моему, на полгода, пришлось искать замену и перед самым его приездом я её нашел и с нами стал играть Серёжа Наветный, который после нас ушёл в группу КОЛЫБЕЛЬ, затем засветился у Насти Полевой, а сейчас процветает в СПЛИНЕ. Короче говоря, с момента ухода Гоги началась некая чехарда с составами. ПЕТЛЮ НЕСТЕРОВА можно смело охарактеризовать как кузницу звёзд, хотя сам я ещё звездой пока не стал в широком понимании этого слова. После того как присоединился Наветный, мы начали играть по питерским клубам, всё было неплохо, но Максим был сосватан параллельно играть ещё в одной группе, более коммерчески развитой - в ПРЕПИНАКАХ и ему это было более интересно, и мы тоже достаточно любезно разошлись. Вместо него появился Лёша Романюк, нынешний бас-гитарист у Чижа, и мы играли с ним приблизительно два года. Началась такая чехарда музыкантов, которая продолжается до сих пор. Неизвестно к чему всё это приведёт, но пока всем все более или менее нравится. И какое-то время назад судьба сама предложила нам подарок. Благодаря ещё каким-то стечением обстоятельств, оказалась свободной студия "Добролёт" и мы вписывались в рамки формата, направления студии. Мы записали альбом, который мы уже домастерили, я дам названия песням, сделаем обложку и будем уже думать, что с ним дальше делать со всем этим "барахлом". Вот такая вкратце история коллектива ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА, хотя она и наполнена своей внутренней драматургией, которая как-нибудь, наверное, отражается и на творчестве.

Эдуард Нестеренко

Эдуард Нестеренко

Расскажи, пожалуйста, про название нового альбома "Salto Mortale"? Хорошая ассоциация с именем группы.

Я сначала хотел назвать альбом просто по названию одной из песен, просто так, без всякой идеологии, чтобы не было какой то привязки. Выбрать, например, самое абстрактное и ничего не значащее название песни, которое объясняло бы какое-то определённое состояние и не более. Но я подумал, что Salto Mortale имеет некое интернациональное звучание, в то же время архаичное и в то же самое время имеющее некое объяснение этой самой ПЕТЛИ НЕСТЕРОВА. Подумал-подумал, и сейчас все-таки склоняюсь к мысли, что я прав. Мне кажется, что очень успешное название для альбома. Неплохое по лингвистическому и звуковому ряду, любопытные ассоциации, легко произносится на русском языке, несмотря на то, что является то ли французским, то ли итальянским. Фонетически оно не напрягает, идеологически достаточно полно отражает внутреннее состояние. Хорошее, словом, название.

Можно ли объединить в какой то цикл песни альбома? Может, есть какой то образ, пронизывающий весь новый материал?

Весь альбом целиком? Пожалуй, что нет, потому что все они писались поступательно и совершенно сумбурно. Иногда писалось в буквальном смысле сразу несколько песен одновременно, это так же, как бывает состояние, когда читаешь две-три книги одновременно - почитал одну, тут же отложил, берешь другую, читаешь её, потом снова возвращаешься к третьей. Точно так же и с песнями и поэтому объединять их как-то, по-моему, не совсем верно. Эмоции, которые испытываешь за день, они бывают настолько разные - от паники и гнева до какой то безудержной щенячей веселости. И с песнями происходит вещи примерно того же порядка.

В твоих песнях присутствуют конкретные ситуации и случаи, совершенно определённые люди и наблюдения или всё-таки есть какая та доля выдумки?

Как правило, ничего конкретного нет. Ведь музыкальная фактура и тексты весьма и весьма размыты и неконкретны и никогда не идёт речь о каком то конкретном человеке. Просто идёт некое пристальное рассмотрение образа своего рода абстрактного человека, в котором заключено что-то общее, то, что, в конце концов, объединяет большинство людей. То есть, связывая воедино свойства характера какого-то социального слоя (поколения будет звучать слишком напыщенно), эти песни связываются в какую-то внутреннюю вибрацию с людьми этого среза. Наблюдения заключаются в литературную строфу, а под неё подкладывается музыкальная начинка. Конкретики нет, это скорее размышления и наблюдения за людьми, какое то систематизирование их поступков, мой внутренний анализ происходящего с ними и со мной. Я просто заключаю это всё в песню. Своего рода собирательный образ. Хотя песней я бы не назвал ни одно своё произведение, это нечто похожее на песни.

Просто образы, зарисовки.

Да, да. Именно зарисовки. Не знаю, можно ли это сравнить, но у меня всегда была ассоциация с импрессионизмом. Самовыражение без каких-то конкретных мазков и приёмов. Что делается, то и делается. Главное потом убрать лишнее и оставить некую форму, которая была бы конкретна.

В чём принципиальная разница и в чем сходства между столь разными видами творчества как концертная деятельность и студийная работа?

Концерт - это более импровизационный подход к исполнению. При живом выступлении ты способен допустить какие-то микроскопические ошибки или каждый новый раз сыграть что-то по-другому, подвергнуть какие то партии обструкции или наоборот усложнить их. А на студии, работая над какими-то комбинациями нот, ты вырабатываешь своего рода идеологию, которая будет преследовать тебя долгие годы, закладываешь основы основ твоего творческого состояния и движения мыслей на какой-то определённый отрезок времени, и поэтому думаешь более прагматично и стараешься выверить то, что ты играешь и сыграть это так, чтобы тебе самому понравилось это года через три-четыре. Мне, например, что-то до сих пор нравится из того, что я сделал и записал десять лет назад, что не очень в свою очередь.

Когда ты приходишь в студии, у тебя перед глазами уже полностью готовая картина песни, которую предстоит записать, со всеми нюансами и мазками? Или всё в студии делается?

Как правило, я всё уже заранее вижу, поскольку музыкант, который начинает импровизировать в студии - это чаще всего очень плохой музыкант, это человек, совершенно не подготовленный, потому что студийным временем надо очень дорожить и распоряжаться наиболее эффективно. Поэтому, записывая песню, надо полностью знать что, где и как прозвучит, потом сделать это наиболее точно и, более того, приложить, много усердия, потому что несколько дублей эмоционально могут быть технически абсолютно одинаковы, а эмоционально совершенно различны. Где то что то ты играешь вяло и просто ленишься, а где то что то наоборот слишком агрессивно и это тоже зря. Это скорее вопрос педантичности и иногда приходится делать семь-восемь дублей для того, чтобы вот этот вариант именно единственно возможный.

ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА

ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА

В группе хорошее взаимопонимание? Может, есть вещи, о которых никогда не говорится, но всегда присутствует внутренняя связь, которую в словах не выразить?

Да, разумеется. Особенно на сцене, когда в музыке появляется это ощущение единения, и оно не требует никаких вербальных объяснений, оно просто появляется, и мы очень дорожим этим чувством. Когда оно не появляется достаточно регулярно, то люди уже перестают чувствовать себя соратниками, они теряют надежду на появления общности, появляется состояние уныния, одно цепляется за другое и люди рано или поздно расстаются. Я не конкретно говорю сейчас про себя и свою группу, я стараюсь говорить в общих чертах, но, тем не менее, это универсальные законы и они присущи всем творческим союзам и заставляют эту жизнь течь так, как она течет. Я имею музыкантов с их сложными взаимоотношениями между собой. К нашей небольшой формации эти законы тоже применимы, кстати.

А может такое произойти, что кто-то из музыкантов старого состава вернется в группу, у вас снова мироощущения и взгляды на музыку совпадут, и вы захотите вместе играть?

Надежда, конечно, на это есть. И более того, я бы не возражал, лишь бы человек был хороший.

Важнее человек хороший или профессионал?

Я не могу назвать нашу группу до конца профессиональной, потому что мы не зарабатываем столько, сколько хотелось бы.

Профессионализм с музыкальной точки зрения.

Я понимаю твой вопрос. Профессионализм - это именно чёткое выполнение своих навыков и соответственно оплата. Если бы финансовый статус группы превысил некоторую планку, то можно было бы разговаривать с музыкантами уже совсем с другой позиции, то есть заинтересовывать их не тем, что какая у нас хорошая в группе атмосфера и все мы такие хорошие ребята, а просто конкретными деньгами. Но этого делать особо не хочется, и, видимо, уже не судьба.

Как не перейти тонкую грань, когда деньги начинают играть главенствующую роль в группе?

Это зависит от прагматизма человека. Есть люди, которые просто бороться за идею. Есть люди, которые готовы бороться за идею, но получать за это некую свободу, которую в этой жизни дают деньги. А есть люди, которые просто за деньги готовы что-то делать и не более того, то есть им с их прагматизмом безразлична музыка и группа. Сложно сказать - все люди разные. Нет такого кислотно-щелочного баланса.

Вернёмся на нашу грешную землю. Какая то странная у нас в стране получается ситуация. Я не говорю, что деньги это плохо, я против того, когда экономические стержни влияют на творчество. Шоу-бизнес должен служить музыканту, а не наоборот.

Да, очень многие люди идут на поводу у требований радиоформата и прочей ерунды. Я совсем недавно я был на студии у своих друзей, и разговор зашёл об одном коллективе. Они записали песню, принесли на радиостанцию, где программному директору очень понравился материал, но, к сожалению, песня оказалась неформатная. Ребята потратили деньги на студию, перезаписали, получилось такое абсолютно удобоваримое нечто. Обидно, хотя скорее смешно, конечно, что в конце концов песня так и не попала ни в какую ротацию, а компромисс уже был найден, то есть они сами вляпались, их просто-напросто заставили прогнуться и заставили сделать это совершенно бесплатно. Безрезультатно.

А у тебя самого на какие то доли секунды не появляются мысли, что я мог бы сделать какие то более доступные вещи и стать более известным?

Нет, не появляется, потому что я считаю, что я изначально делаю абсолютно форматные вещи (смеётся). Только этот формат я придумал сам для себя. И если этот формат не совпадает со всеми этими деятелями шоу-бизнеса, то ничего страшного. Мы разные люди. Они делают своё дело, у них свое мироощущение. Мы делаем своё, и подстраиваться под них я не буду. Когда мироощущение совпадёт, то милости прошу, обращайтесь. Мне вполне достаточно того, что мои песни воспринимаются достаточным большим количеством самых разных, но хороших и отзывчивых людей, которые и являются благодарными слушателями и для них, в конце концов, я и играю.

Насколько я понимаю, многоточие, недосказанность, вопросительный знак в конце музыкальной или текстовой фразы важнее точки или восклицательного знака?

Конкретики, одним словом. Я не скажу, что важнее. Важно всё, но пропорции эти, в которых это всё используется, изначально для меня следующие: восклицательные знаки попадаются, но почему-то, по каким-то неизвестным для меня природным причинам, попадаются реже, чем какие-то междометия, многоточия и знаки вопроса. Вот такой я человек. Ты всё правильно заметил.

ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА достигает 100% планки?

Нет, ничего идеального не бывает. И более того, я думаю, что любое полотно, которое либо исполняется, либо записано, можно улучшать до бесконечности. Но стоит ли это делать? Оно уже создано в такой форме и пусть и далее существует именно в такой форме. А вот эти все развивающие или улучшающие импульсы мы пустим на какое-то новое направление. Это стимулирует творческий процесс. То есть грубо говоря, какие то моменты которые сознательно или бессознательно опущены в одном произведении, они так или иначе всплывают в другом. Появляется какая-то общая концепция, в чем-то это роднит мои песни. Я, например, эту вязь очень хорошо ощущаю. Если другие люди видят её и понимают, то моя задача достигнута. Если же песни воспринимаются поодиночке, то у песен будет разная судьба, потому что какие-то песни становятся хитами, а какие-то нет. Песни выходят на разные орбиты, а я считаю, что это неправильно, потому что нельзя отрывать их друг от друга. Кстати, хитами становятся, как правило, исключительно продукты масс-медии, это чаще всего раздутые мыльные пузыри, а очень много талантливых произведений зафиксированы и входят в историю, но остаются в тени и в общепринятом сознании хитами не являются. И это меня очень сильно занимает иногда. Хотелось бы чаще и чаще натыкаться на ситуации, когда при прослушивании какого-нибудь альбома ты понимаешь, что гениальная песня далеко не та, которая раскручена радиостанциями и крутится на MTV. Еще Пушкин сказал, что "поэзия должна быть немного глуповатой". И полностью в этом прав. Делая хит, ты никогда не подозреваешь, что делаешь хит. Ты просто пишешь песню, не ожидая никакой награды за это.

Сонюшкин Илья

Используются технологии uCoz