 Константин Кримец | |
Но экран, свет - это же все околомузыкальные вещи, это грим.
Нет, ты не прав. Я буду возражать. Искусство двадцать первого века предполагает, с моей точки зрения, комплексное воздействие на слушателя. То есть уже прошли те времена, когда люди чинно сидели и вынуждены были слушать от начала до конца нечто, не важно, что это: слово, звуки или кино. Мне кажется, что искусство, это то самое, что начинал Скрябин в начале прошлого века, воздействие осмысленным светом…
…световая клавиатура…
…да, не только миганием света, а осмысленной связью. Ведь есть же закономерности, которые еще, может быть, не раскрыты, они не осмыслены математиками, но они есть на уровне интуиции у художников. Я участвовал в целом ряде проектов, где были задействованы элементы этого. То есть уже выстраивается какая-то концепция: свет воздействует, звук воздействует, масштабы воздействуют. Масштабы. Звук вырывается за рамки камеры, камерной музыки. Он выходит к большим количествам людей, миллионам людей, а иногда даже, в исключительных случаях, и к миллиардам. Еще насыщенность, то, что в свое время было очень активно использовано в церкви, в храмах, - собрание людей, когда энергетика этих людей, молящихся, а те молились и молятся Господу… А у этой большой группы людей, они молятся музыке, это тоже божество. И вот эта энергетика, она очень сильно влияет на подсознание, на какие-то клеточные уровни. Они не раскрыты, они не описаны, они не осмыслены, но то, что это закон - это да, и я счастлив участвовать в реализации этих законов. Поэтому искусство 21 века - это искусство синтеза, будет действовать максимум средств, включая и танец, и звук. Уже все сочетается. Сто лет тому назад нельзя было говорить о каких-то динамиках, о стереофонии, квадрофонии, о каких-то японских штучках, когда звук летает по всему залу, компьютерных играх… А я верю, что в 21 веке, который начался, в этот период развития человечества, вот это сочетание массового воздействия элементов будет давать более сильное эмоциональное воздействие на слушателя.
О сочетаниях. Вы думаете сочетание современной музыки, того же рока, и классики, искусства, которое устоялось, появилось очень давно, имеет большое будущее? Будет когда-нибудь сплав?
Ты понимаешь, в чем дело… вот возьми природу. Всегда были там и орлы, которые летают в атмосфере, и какие-то на земле живущие существа, и в воде. Что это? Это часть природы, часть общего, часть целого, но они заняли свое пространство. Один в воздухе, другой в земле, третий под водой. Иногда они скрещиваются, что-то выживает, что-то отмирает, но жизнь продолжается. Поэтому я против того, чтобы говорить "классика". Когда-то то, что мы сейчас с тобой называем классикиой…
…было современным течением…
Да, это было современным, и оно соседствовало с органом, с тем органом: с трубами, в соборах. Тогда не было оркестров, не было "классики", но были соборы, где были органы, фисгармонии. Мысль заключается в том, что нынешняя классика, когда-то было новой и даже гонимой музыкой. Твои коллеги писали: "Бетховен ввел крикливый, безобразный инструмент", а это оказывается кларнет. Это было новым, и это была борьба… иногда борьба, иногда слияние. Классика, слияние звучания благородных органов, таких строгих, старых, только канонических текстов, узаконенных Папой или какими-то соответствующими инстанциями, боролись с тем новым, что, так сказать, рождало жизнь. А теперь мы видим, что все бывшее новым стало классикой. К нам присоединяется рок, а пройдет рок - рок станет классикой, классикой нашего времени. И так появится новая форма.
Тем не менее, сейчас классическая музыка занимает нишу постоянную. Может быть, считается, что это музыка для элиты…
Да ты не прав, ты просто никогда не был на востоке, специфическом востоке, где никому не нужна классическая музыка. Ничего она там не занимает. Ты говоришь о нашем обществе - да, вот о сегодняшнем дне, очень маленьком, относительно небольшой части человечества. А человечество опять-таки не состоит только из России, оно состоит из мира. Глобалис - мой оркестр - это музыка мира, которая нужна. Я хотел бы, чтобы то, чем я занимаюсь, объективно впитывало, включало, подпитывалось, росло и созревало на всей той всеобщности мировых достижений в области музыки и служило людям всего мира. Чтобы меня воспринимали во всех жанрах или в большинстве жанров, если я делаю это качественно. Качество или не качество - вот главное, а не классическая музыка это или рок. Потому что очень много подделок, ты знаешь, не только в выпусках компакт-дисков, но и в музыке. И в классической музыке тоже. Люди надуваются как жабы, кричат: "Я народный, я народный!". Спроси у любого, присутствующего вокруг нас представителя народа, кто это такие - близко никто его не знает. И в то же время есть люди, у которых нет имени, но которые делают то, что нужно миллионам людей. Я к чему это говорю? Чтобы ты понял, что мысль музыкальная - она всеобщая, но кому-то нужно это, кому-то нужно то, а кому-то ничего не нужно. Общество очень разное, поэтому не надо говорить о каком-то месте классической музыки, классическая музыка - это только часть спектра музыки. Знаешь, как солнечный луч раскладывается на огромное количество цветов, семь основных, а на самом деле тысячи оттенков. Точно также и музыкальная мысль.
Просто существует такой штамп, что классическая музыка, она была и будет, а современные течения - придут и уйдут.
Ничего похоже. Как я уже тебе сказал, современные течения станут частью общечеловеческого пути, ибо цель - ничто, путь к цели - все. Сейчас сложилось так, что твоя мама родила тебя в то время, когда появился рок. Если б ты появился сто лет тому назад, то ты бы слова такого не знал. А если через сто лет, то это войдет в сокровищницу развития и станет составной частью человечества. Хороший рок, качественный рок, нужный, насыщенный, эмоциональный, темпераментный, порядочный, нравственный рок, не разрушающий. Потому что опять-таки есть подделки, когда люди мимикрируют, просто пытаются заработать деньги на том, что модно, на том, что делают талантливые люди. На самом деле, молодежная культура - великая, и она станет составляющей. В будущем будут еще более интенсивные цвета, еще более интенсивные ритмы, еще более интенсивные сочетания разных элементов: тембральных, каких-то изысканных, может быть, даже запахи прибавятся в концертах. Будут играть одну музыку, а у тебя над этим же стадионами будет разлит запах цветущего мака. Следующую песню или сочинение будут играть - и будет запах хорошего коньяка. Не знаю, но что-то человечество придумает, не остановится на этом.
Следующий вопрос, может быть, не очень возвышенный... На НАШЕСТВИИ, где вы стали звездой фестиваля, а выступление АРИИ и ваш сегмент были самым ярким, ваши действия в конце сета: размахивания пюпитром, братания с Кипеловым - это была чистая импровизация или вы все-таки задумывались перед выходом на сцену о возможности такого?
Во-первых, спасибо за звезду фестиваля, наконец-то я удостоился своего звездного часа. Спасибо тебе и всем, кто так думает. Во-вторых, ты знаешь, никакой предварительной концепции, никакой разработки плана не было. Меня просто понесло, как художника, как творческого человека. Энергетика, которой я подпитывался от зала, от музыкантов, которые прекрасно работали. И меня, понимаешь, молодость… у меня выплеснулась молодость. Ни о чем не думал, понесло и все…
А оркестр в это время все четко отыграл без вас?
Как это без меня?! Без меня в моем оркестре ничего не происходит! Они просто очень хорошо знают, что я и как. Я же сказал, четыре репетиции было, это раз. Во-вторых, я все время контролировал ситуацию, это не значит, что я бросил оркестр и занимался позированием или чем-то еще. Это такой жанр, это то, что я говорю. Вот это и есть элемент творчества. Может быть, кто-то другой придумает еще что-то, талантливый, творческий, интересный человек, третий еще… Пусть становятся звездами. Нас немного, этих самых звезд, которые что-то придумывают, чего еще не было до них и позволяют себе то, чего не позволяют себе академические… эти самые, народные. Мы живем, и слава Богу!
| |