Музыкальный Вестник. К содержанию


Константин Кримец. Глобальный маэстро.

Константин Кримец

Константин Кримец

  Найти сейчас информацию о Глобалисе и его дирижере Константине Дмитриевиче Кримце - непростая задача. Вот ведь, казалось бы, парадокс: оркестр без передышек записывается и дает концерты, в том числе принимает участие и в таких шумных событиях как НАШЕСТВИЕ или "Необыкновенный концерт" МУМИЙ ТРОЛЛЯ, а пресса с упорством, достойным мальчиша-кибальчиша, молчит о нем. Точнее не молчит, но во всех репортажах и анонсах названию Глобалис обязательно сопутствует одно единственное неизменное предложение: "это те, которые играли с МУМИЙ ТРОЛЛЕМ / АРИЕЙ / ELO". А некоторые акулы пера и вовсе не вдаются в подробности и пишут: "группа имярек записалась/выступила с оркестром". Впрочем, помимо Глобалиса, с современными коллективами не рискует записываться практически ни один оркестр, посему, встретив такую надпись, не сомневайтесь - речь наверняка идет о героях нашего номера. Почему же Глобалис находится в таком информационном вакууме? "Быть знаменитым некрасиво, а те, кому интересно и нужно то, что мы делаем, сами найдут нас," - именно такого мнения придерживается Константин Дмитриевич. На наше счастье, маэстро, в связи с вышеизложенной позицией нередко отказывающий в интервью, согласился ответить на вопросы МузВеста.

  Изначально я планировал поговорить с Константином Дмитриевичем лишь о сотрудничестве его оркестра с отечественными рок-командами. Поверьте, только на эту тему можно было бы проговорить несколько часов. Однако на деле беседа развивалась весьма стихийно, и я думаю, что это должно только увеличить интерес к ней. Потому как полноценное впечатление о человеке можно составить, читая именно такой "свободный разговор", а не "исповедь на заданную тему". Вообще, свобода - одно из ключевых слов для Константина Дмитриевича. Он, как и его творчество, не ограничен чем бы то ни было. Напротив, маэстро с успехом преодолевает все эти многочисленные границы: от географических до жанровых. Эта способность, "глобальность", наверное, и отличает настоящих творцов, людей искусства к коим дирижер Глобалиса несомненно относится.

  Итак, практически через месяц после триумфального выступления Глобалиса с АРИЕЙ на НАШЕСТВИИ-2001, я побеседовал с Константином Дмитриевичем:


Я слышал, что вы начали играть с музыкантами рок-направления еще до Глобалиса. Как это произошло? Тогда же рок в нашей стране уже не был запрещен, тем не менее, власти его не очень, скажем так, любили…

Власти и меня не любили, а начиналось все со Стаса Намина и группы ЦВЕТЫ. Давно это было. Я долго живу на свете, и мне это нравится. Был еще большой проект с ELO в 91. Пол-Европы мы промахали…

А как они на вас вышли?

Дело в том, что я всю жизнь занимаюсь симфонической музыкой. Серьезной, большой музыкой, хотя и это тоже большая, серьезная музыка, но в своем жанре. Я много гастролировал за рубежом, и BBC сделало обо мне 12 видеофильмов под названием "Music Maestro". Каждый фильм посвящен творчеству какого-то композитора: Бетховена, Моцарта, Брамса, Дворжака и так далее. Это было в Англии, я там довольно часто, раз шестнадцать, дирижировал. Не знаю как точно, наверное, кто-то сказал… Но вышли, узнали. И как раз участвовал во всем этом Стас Намин, мой оркестр был оркестр при его центре.
  Вот с этого начинались большие такие дела, европейские, телевизионные и прочие. А потом было еще много всего интересного. Например, Баумгартнер - есть такой австрийский композитор - у него все задействовано: и полный состав оркестра, и хор, и солисты, и группы, и колоритные африканские инструменты… Музыка… Вот (стучит по столу) - тоже ведь звук.


А в России? Наступил же такой момент, когда качественная музыка, скажем так, захлебнулась, это было в начале 90-ых. Я так понимаю, у вас долгое время не было в России таких масштабных, глобальных проектов. Ваша помощь начала требоваться только в 98-99…

Вот тут ты абсолютно прав. Но суть заключается в том, что музыка не может захлебнуться. Она была еще тогда, когда ни пива не было, ни воды газированной… А музыка уже была. Эолова арфа… Всякие, там, древние, без письменности люди уже слушали, наслаждались. Кто-то стучал по глиняным кувшинам и так далее… Музыка не может захлебнуться. В нашей стране, может быть, были такие периоды, когда что-то запрещали, что-то не рекомендовали, что-то не пускали, но ведь все равно невозможно остановить ни движение человечества, ни движение чувства. Попытки нынешние… Позавчерашние попытки в Америке (разговор произошел через два дня после террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне) все равно не остановят прогресс ни в Америке, ни в мире. Эти силы обречены, а творческие силы, здоровые силы, они все равно пробьются. Per aspera ad astra - через тернии к звездам…

Просто в это время, в середине 90-ых, тот же рок-н-ролл ушел на второй план, был вытеснен. Многие команды просто прекратили свое существование. А выступление с симфоническим оркестром все-таки дает определенную заявку группы на мощь…

Правильно мыслишь. И еще масштаб.

Так вот, вы, когда создавали Глобалис, задумывались, что большая часть ваших выступлений, записей, будут такого эстрадного характера?

Честно говоря, нет. Я планировал узкую направленность, рассчитывал давать филармонические концерты. Только не в рамках Москвы или страны. Глобалис предполагает мир, глобус, всю Землю. Я дирижировал в 36 странах, и не хватает еще 70, или, если точно, 64 до 100. Мне хотелось объехать такие страны, где я не бывал. Так как я предполагал и предполагаю, что качество моего оркестра достаточно высокое на мировом уровне, у меня были и есть основания думать, что я буду и есть востребован в этом жанре в мире. И так оно и случилось: за эти 12 лет мы довольно много ездили, довольно много писали, сотрудничали с большим количеством талантливых людей. И, в том числе, когда музыканты, продюсеры, творческие молодые люди узнавали о существовании такого класса, такого качества оркестра, узнавали, что существует дирижер, который не замыкается "вот я такой ископаемый реликт, что я дирижирую только Моцарта, Гайдна". Есть такие некоторые мои коллеги…

А как они к вам относятся?

Отрицательно. Я не знаю, ты у них самих спроси. Я просто знаю, что не здороваются…

Считают, что это несерьезная музыка?

Да, ну конечно.

Константин Кримец

Константин Кримец

А сейчас, я смотрю, у вас одно за другим "эстрадные" выступления… У вас это много времени съедает. Не жалко того, что 70 стран продолжают ждать?

Нет. Почему? Дело в том, что мне не жалко того, что я живу. Я живу, активно живу, творчески живу и выбираю, что мне интереснее. Если мне интереснее АРИЯ… Потому что это 100 тысяч одновременно. У меня всего один раз в жизни была аудитория 100 тысяч - в Линдсе, где мы первыми исполнили написанную по заказу GREENPEACE "симфонию Globalis". Кстати говоря, вот совпадение. "Globalis" - это мировое движение зеленых, и основоположник этого движения узнал обо мне, предложил сотрудничество. Вот эту музыку я делал в Австрии. На время исполнения Дунай перегородили, и моя аудитория составляла 100 тысяч - на той стороне, на другой и на мосту. С АРИЕЙ то же самое. Так что у меня всего два раза в жизни была такая аудитория, кроме телевидения, радио и прочее. Поэтому мне это интересно, я предпочел гастролям за рубежом выступление с молодыми ребятами. А потом, ты видишь, что я уже немножко беззубый, шепелявлю… И мне интересна энергетика молодежи. Даже не интересна - она мне нужна, я подпитываюсь, я живу, я счастлив, когда я вижу эти глаза, которые у меня были в молодости. Это такие же живущие, активные ребята. Я обожаю актив в жизни, а не пассив!

То есть вам сейчас атмосфера НАШЕСТВИЯ, 100 тысяч даже приятнее, комфортнее, чем, скажем, более классический Гостиный двор, где вы с МУМИЙ ТРОЛЛЕМ играли? Где интереснее, приятнее?

И там, и там. Я не могу сказать, блондинки или брюнетки мне больше нравятся. Мне нравятся и те, и другие.

А музыкантам, которые участвуют в летних фестивалях, очень нравится то, что все происходит на открытом воздухе. Вам это как? Вы же, как я понимаю, не часто выступаете в такой обстановке.

Нет, ну у нас климат такой, что нельзя часто выступать на открытом воздухе (улыбается). На самом деле, я выступал в свое время и с классической музыкой на открытом воздухе, и в этом ничего особенного нет. Мировая практика знает, выступления на открытом воздухе собирает поклонников разных жанров, в том числе и есть международные фестивали в Эдинбурге, в Европе. Но в данном случае меня даже не открытый воздух интересовал, меня интересовала музыка. Вот все говорят: "О-о-о-ой, это не та музыка". Что значит та или не та?! Это музыка, причем музыка очень нужная людям. Пройдет время, и эти же люди через 20-30 лет будут такими серьезными, ответственными. В их руках будущее страны, потому что это люди, которые интересуются передовым. Я видел их вблизи и не один раз - я говорю о слушателях - это очень активные люди. Они приезжают черт знает откуда: из Сибири, с Кольского полуострова, из Ленинграда, из Пскова - едут, чтобы поприсутствовать и поучаствовать. Потому что это не только концерт, где действие происходит на сцене, это акция, это, если хочешь, слияние людей, нормальных людей. Вот я музыкант, а он, там, инженер, или медик, или математик, или педагог, или студент. И он человек, который чем-то занимается, и я человек, который чем-то занимается. А соединение нас дает вот эту вот энергетику, смысл жизни, если хочешь.

Вы на НАШЕСТВИЕ приехали заранее. Как вам атмосфера, которая там была? Не знаю, вы там были рядом со зрительным сектором…

Конечно, были. Мы же за сутки туда приезжали, мы репетировали, и видели ипподром, когда вообще еще никого перед сценой не было, а были только эти палатки. Почему я хорошо понимаю, о чем говорю? Я ходил среди этих палаток, говорил с молодежью. Они не знали, кто я, чего я, чего я тут брожу… А мне было интересно походить по этому полю и посмотреть на людей, которые за сутки с лишним приехали, поставили свои наметы … Я сам когда-то бродил с палаткой по стране, я был на Кольском полуострове, был на Тянь-Шане, был в Сибири на плотах… Я много готовился к этому выступлению в свое время, поэтому мне приятны, интересны эти люди, молодые, активные, талантливые, творческие.

А за сценой атмосфера как показалась?

Очень напряженная и достойная, я бы так сказал. Люди ждали выхода… не только мои, а вообще за сценой… люди ждали выхода к своим слушателям, ждали с желанием максимально выразить себя. То есть не было ни пьяных, ни наркоманов, никаких равнодушных. Все хотели выступить на максимуме, и это чувствовалось в той самой атмосфере за сценой, о которой ты спрашиваешь. Напряженно работали все вспомогательные службы. Несмотря на нехватку времени, свет, техника, кино, даже лошади, которые были, - все было задействовано. Люди ответственно и очень серьезно относились к этому, атмосфера была достойная.

А как начинается ваше сотрудничество с какой-либо группой? К вам приходят и говорят, что вот, поступило предложение от такой-то группы? Может быть, к вам уже знакомые музыканты обращаются?

Бывает по-разному. Звонят, связываются с моей администрацией, предлагают встретиться, обсудить проблему, проект. Мы думаем, сроки обсуждаем, условия обсуждаем, количественную сторону музыкантов. Потому что на НАШЕСТВИИ я даже не мог посадить весь оркестр - сцена не позволяла. У меня с АРИЕЙ был большой, но все-таки не полный состав: 56 человек из 90. Но этого было достаточно для решения конкретных творческих задач. Потом мы начинаем делать инструментовки. Инструментовки делает Кирилл Уманский, композитор, мой протеже. Потом расписываются ноты, потом репетируем. У нас было четыре репетиции до выхода на сцену. Мы согласовывали темпы, тональности, форму, балансы… Целый ряд специфических вещей… А потом выходили на публику.

А материалы тех, кто предлагает сотрудничать, вы отслушиваете, чтобы составить представление о том, что это такое?

Ну кто не знает АРИЮ, МУМИЙ ТРОЛЛЯ!

Нет, а если не АРИЯ?

Ну и что. Ты что думаешь, я не знаю того, что происходит вокруг меня в моей стране и в мировой музыке? К счастью, я это знаю. Не все, но многое.

Вы следите за музыкальным процессом сейчас…

Нет, я не могу сказать, что я слежу. Я не следователь и не "отследователь". Я слушаю то, что попадается. Ведь огромное количество информации идет по радио, которое я слушаю, по телевидению, которое я смотрю, от людей, с которыми я общаюсь, от моих помощников, которые мне сообщают: "Вот это интересно, это перспектива, с этим надо поговорить, с этим надо встретиться".

А есть такие группы, с которыми сейчас вам было бы интересно сыграть. Которые вы уже слышали, но еще никак с ними не сотрудничали?

Ты знаешь, это вопрос сложный. Дело в том, что далеко не каждой группе нужна такая поддержка и такой масштаб, о чем ты сказал раньше. Для этого нужно, чтобы специфика и направленность группы была соответствующая. Когда мы говорим о ELO, то там без этого нельзя, потому что это огромная, мирового класса машина. А когда мы говорим о какой-то группе, которая работает в своем жанре, в своем ключе, со своими солистами…Это не обязательно нужно каждому коллективу. А когда появляются масштабные люди, они ищут… Не обязательно ведь только с оркестром играть, есть и другие формы: с экраном, со светом, с ведущими. Там очень много интересного, и, слава Богу, все больше и больше разнообразия появляется в творчестве.

Константин Кримец

Константин Кримец

Но экран, свет - это же все околомузыкальные вещи, это грим.

Нет, ты не прав. Я буду возражать. Искусство двадцать первого века предполагает, с моей точки зрения, комплексное воздействие на слушателя. То есть уже прошли те времена, когда люди чинно сидели и вынуждены были слушать от начала до конца нечто, не важно, что это: слово, звуки или кино. Мне кажется, что искусство, это то самое, что начинал Скрябин в начале прошлого века, воздействие осмысленным светом…

…световая клавиатура…

…да, не только миганием света, а осмысленной связью. Ведь есть же закономерности, которые еще, может быть, не раскрыты, они не осмыслены математиками, но они есть на уровне интуиции у художников. Я участвовал в целом ряде проектов, где были задействованы элементы этого. То есть уже выстраивается какая-то концепция: свет воздействует, звук воздействует, масштабы воздействуют. Масштабы. Звук вырывается за рамки камеры, камерной музыки. Он выходит к большим количествам людей, миллионам людей, а иногда даже, в исключительных случаях, и к миллиардам. Еще насыщенность, то, что в свое время было очень активно использовано в церкви, в храмах, - собрание людей, когда энергетика этих людей, молящихся, а те молились и молятся Господу… А у этой большой группы людей, они молятся музыке, это тоже божество. И вот эта энергетика, она очень сильно влияет на подсознание, на какие-то клеточные уровни. Они не раскрыты, они не описаны, они не осмыслены, но то, что это закон - это да, и я счастлив участвовать в реализации этих законов. Поэтому искусство 21 века - это искусство синтеза, будет действовать максимум средств, включая и танец, и звук. Уже все сочетается. Сто лет тому назад нельзя было говорить о каких-то динамиках, о стереофонии, квадрофонии, о каких-то японских штучках, когда звук летает по всему залу, компьютерных играх… А я верю, что в 21 веке, который начался, в этот период развития человечества, вот это сочетание массового воздействия элементов будет давать более сильное эмоциональное воздействие на слушателя.

О сочетаниях. Вы думаете сочетание современной музыки, того же рока, и классики, искусства, которое устоялось, появилось очень давно, имеет большое будущее? Будет когда-нибудь сплав?

Ты понимаешь, в чем дело… вот возьми природу. Всегда были там и орлы, которые летают в атмосфере, и какие-то на земле живущие существа, и в воде. Что это? Это часть природы, часть общего, часть целого, но они заняли свое пространство. Один в воздухе, другой в земле, третий под водой. Иногда они скрещиваются, что-то выживает, что-то отмирает, но жизнь продолжается. Поэтому я против того, чтобы говорить "классика". Когда-то то, что мы сейчас с тобой называем классикиой…

…было современным течением…

Да, это было современным, и оно соседствовало с органом, с тем органом: с трубами, в соборах. Тогда не было оркестров, не было "классики", но были соборы, где были органы, фисгармонии. Мысль заключается в том, что нынешняя классика, когда-то было новой и даже гонимой музыкой. Твои коллеги писали: "Бетховен ввел крикливый, безобразный инструмент", а это оказывается кларнет. Это было новым, и это была борьба… иногда борьба, иногда слияние. Классика, слияние звучания благородных органов, таких строгих, старых, только канонических текстов, узаконенных Папой или какими-то соответствующими инстанциями, боролись с тем новым, что, так сказать, рождало жизнь. А теперь мы видим, что все бывшее новым стало классикой. К нам присоединяется рок, а пройдет рок - рок станет классикой, классикой нашего времени. И так появится новая форма.

Тем не менее, сейчас классическая музыка занимает нишу постоянную. Может быть, считается, что это музыка для элиты…

Да ты не прав, ты просто никогда не был на востоке, специфическом востоке, где никому не нужна классическая музыка. Ничего она там не занимает. Ты говоришь о нашем обществе - да, вот о сегодняшнем дне, очень маленьком, относительно небольшой части человечества. А человечество опять-таки не состоит только из России, оно состоит из мира. Глобалис - мой оркестр - это музыка мира, которая нужна. Я хотел бы, чтобы то, чем я занимаюсь, объективно впитывало, включало, подпитывалось, росло и созревало на всей той всеобщности мировых достижений в области музыки и служило людям всего мира. Чтобы меня воспринимали во всех жанрах или в большинстве жанров, если я делаю это качественно. Качество или не качество - вот главное, а не классическая музыка это или рок. Потому что очень много подделок, ты знаешь, не только в выпусках компакт-дисков, но и в музыке. И в классической музыке тоже. Люди надуваются как жабы, кричат: "Я народный, я народный!". Спроси у любого, присутствующего вокруг нас представителя народа, кто это такие - близко никто его не знает. И в то же время есть люди, у которых нет имени, но которые делают то, что нужно миллионам людей. Я к чему это говорю? Чтобы ты понял, что мысль музыкальная - она всеобщая, но кому-то нужно это, кому-то нужно то, а кому-то ничего не нужно. Общество очень разное, поэтому не надо говорить о каком-то месте классической музыки, классическая музыка - это только часть спектра музыки. Знаешь, как солнечный луч раскладывается на огромное количество цветов, семь основных, а на самом деле тысячи оттенков. Точно также и музыкальная мысль.

Просто существует такой штамп, что классическая музыка, она была и будет, а современные течения - придут и уйдут.

Ничего похоже. Как я уже тебе сказал, современные течения станут частью общечеловеческого пути, ибо цель - ничто, путь к цели - все. Сейчас сложилось так, что твоя мама родила тебя в то время, когда появился рок. Если б ты появился сто лет тому назад, то ты бы слова такого не знал. А если через сто лет, то это войдет в сокровищницу развития и станет составной частью человечества. Хороший рок, качественный рок, нужный, насыщенный, эмоциональный, темпераментный, порядочный, нравственный рок, не разрушающий. Потому что опять-таки есть подделки, когда люди мимикрируют, просто пытаются заработать деньги на том, что модно, на том, что делают талантливые люди. На самом деле, молодежная культура - великая, и она станет составляющей. В будущем будут еще более интенсивные цвета, еще более интенсивные ритмы, еще более интенсивные сочетания разных элементов: тембральных, каких-то изысканных, может быть, даже запахи прибавятся в концертах. Будут играть одну музыку, а у тебя над этим же стадионами будет разлит запах цветущего мака. Следующую песню или сочинение будут играть - и будет запах хорошего коньяка. Не знаю, но что-то человечество придумает, не остановится на этом.

Следующий вопрос, может быть, не очень возвышенный... На НАШЕСТВИИ, где вы стали звездой фестиваля, а выступление АРИИ и ваш сегмент были самым ярким, ваши действия в конце сета: размахивания пюпитром, братания с Кипеловым - это была чистая импровизация или вы все-таки задумывались перед выходом на сцену о возможности такого?

Во-первых, спасибо за звезду фестиваля, наконец-то я удостоился своего звездного часа. Спасибо тебе и всем, кто так думает. Во-вторых, ты знаешь, никакой предварительной концепции, никакой разработки плана не было. Меня просто понесло, как художника, как творческого человека. Энергетика, которой я подпитывался от зала, от музыкантов, которые прекрасно работали. И меня, понимаешь, молодость… у меня выплеснулась молодость. Ни о чем не думал, понесло и все…

А оркестр в это время все четко отыграл без вас?

Как это без меня?! Без меня в моем оркестре ничего не происходит! Они просто очень хорошо знают, что я и как. Я же сказал, четыре репетиции было, это раз. Во-вторых, я все время контролировал ситуацию, это не значит, что я бросил оркестр и занимался позированием или чем-то еще. Это такой жанр, это то, что я говорю. Вот это и есть элемент творчества. Может быть, кто-то другой придумает еще что-то, талантливый, творческий, интересный человек, третий еще… Пусть становятся звездами. Нас немного, этих самых звезд, которые что-то придумывают, чего еще не было до них и позволяют себе то, чего не позволяют себе академические… эти самые, народные. Мы живем, и слава Богу!

Константин Кримец

Константин Кримец

А в прессе о себе потом читали заметки?

Нет, мне это не интересно. Я очень не люблю интервью, у меня много спрашивают и хотят… Я избегаю этих вещей. Во-первых, повторяться нехорошо и не нужно, во-вторых, быть знаменитым - некрасиво, есть такая формула. В-третьих, я столько давал интервью действительно на мировом уровне в прежние годы. В Японии, в Тайвани, в Макао... Поэтому я сыт этими игрушками. Еще раз повторю, гениальные люди сказали до меня: "Быть знаменитым - некрасиво". Мне хватит того, что ко мне приходят друзья, что я общаюсь с очень небольшим, узким кругом талантливых людей. Я очень счастливый человек - меня окружают талантливые, иногда молодые, иногда зрелые, иногда старые люди. Я никогда не забуду письмо Козловского, он намного старше меня был, но какая культура человека, общечеловеческая. Сегодня он бы был на НАШЕСТВИИ, если бы он еще был жив. Есть культурные люди, есть интеллигентные люди, есть развитые люди, есть талантливые люди. Я с ними счастлив сотрудничать, работать, общаться, жить. Я - человек Земли, и мой оркестр Глобалис - это не только талантливые люди моей страны и нашего города, он впитывает культуру Земли. Вот я сейчас лечу в Мюнхен, у меня будут там концерты, потом я лечу в Стокгольм, потом в Токио, потом я здесь что-то делаю. То есть я живу интересами земного шара, интересами Земли. В этом, наверное, и есть главное, потому что те же рокеры, та же АРИЯ - это часть общечеловеческого движения, современных ритмов, современной динамики, современной пластики, современной мысли. И сочетание всего лучшего, всего передового, что сегодня есть, мне близко. Это часть моей жизни, я счастлив, и мне это интересно.

Вот вы говорите, что быть знаменитым некрасиво, а с другой стороны многие знаменитости на вопрос: "А зачем вам эта известность?" - говорят, что им так проще донести до людей свои мысли, какие-то идеи.

Да не надо ничего никому доносить - кому надо и так услышат. А не услышат - я же понимаю, что все в мире относительно, в том числе и количественная сторона вопроса. Но меня сейчас знают два человека: ты и он (показывает на сидящего рядом директора оркестра Глобалис Станислава Симонова) - а могут узнать двести, потом две тысячи, потом двести тысяч… Какое это имеет принципиальное значение? Главное - свое творчество, самоотдача. Моя задача - быть счастливым. И вот это выступление на НАШЕСТВИИ - это один из немногих счастливых дней в моей жизни, я был энергетически переполнен. Не наполнен, а переполнен. К сожалению, такое состояние, возникает очень нечасто. Близкое к нему - да, но чтобы так переполнило меня внутреннее состояние… Я не могу это сформулировать отчего, но мне было хорошо, и я рад, что через это и другим было хорошо. Я видел восторженные глаза тех, для кого мы работали, я видал глаза моих музыкантов, ко мне подошли известные люди со словами благодарности, они говорили какие-то очень серьезные и значимые слова. Вот это и есть цель моей жизни и самовыражения, а не то, что я тебе пять раз скажу, какой я хороший. Кто-то это прочтет или не прочтет, согласится или не согласится - это не важно. Важно то, что эта минута была в моей жизни, а уж ваше дело писать или не писать, ругать или не ругать. Ведь далеко не все считают, что я правильно себя вел и все делал как надо. Наверняка, многие считают, что я придурок, или идиот, или ненормальный. А на самом деле мне было хорошо, и это главное.

А музыканты так же прониклись? У них, может, было меньше возможности показать…

Да, к сожалению, ты прав. Они тоже, не то что в охотку, а с удовольствием работали и участвовали в этом процессе. У меня в оркестре нет равнодушных музыкантов. Они все молодые у меня, им сорок лет, но они молодые. С другими я не работаю, потому что качество звука будет другое. Очень много равнодушных оркестров, равнодушных музыкантов. А я отбираю творческих людей, у которых глаза горят, которые хотят, которые бесплатно будут работать, но они будут заниматься музыкой. Поэтому мой оркестр звучит, поэтому он нужен, поэтому его приглашают, поэтому он участвует.

Вы сегодня сказали много о будущих технологиях. Сейчас технологией будущего считается компьютер, интернет, как вы к ним относитесь?

Очень хорошо. Более того, я счастлив, что такая компания как Sony выбрала из всего мира именно моих музыкантов, мой оркестр, чтобы записать музыку для первой в истории трехмерной игры, игры 2001 года. Они специально для этого приезжают в Москву. Поэтому как я после этого могу плохо относиться к компьютерам, даже поэтому. Но на самом деле, я верю в неизбежность компьютеризации не только всей страны, но и всего человечества. Я верю в то, что лучшие силы Земли, творческие силы в этой области придумают еще очень много такого, чего мы даже сформулировать не можем, оно еще не имеет названия, как 50 лет тому назад слово "компьютер" никому ничего бы не сказало. Я очень уважаю людей, которые этим занимаются, очень люблю это современнейшее направление мысли, вижу, как через интернет все соединяется. То есть, опять же, все становится глобальным. Мой Глобалис и интернет: принципы одни и те же - соединить человечество. Там - через информацию, а у меня - через музыку.

Буквально полгода назад как раз начались выступления антиглобалистов. А как вы к этой проблеме относитесь?

Ты знаешь, бывают же всякие флюктуации на пути развития. На востоке хорошо говорят: "собаки гавкают, караван идет". Мир неоднороден, он очень разнообразен, и в этом его, если хочешь, прелесть. В этом разнообразии есть и убогое, и злое, и варварское, уничтожающее… Этому надо противопоставлять здоровое, сильное, творческое, энергичное, не позволять им властвовать и давить. Но мы же не можем их просто уничтожить, все зло вырвать, все недоразвитое, всю патологию убрать. Невозможно. То есть надо пытаться какими-то разумными действиями уменьшить их влияние на суть развития человечества. А сам интернет, сама глобалистика, она неизбежна, она обречена на торжество.

И это хорошо?

Абсолютно. Ну конечно. Вот Япония, уж до чего была закрытая страна, до чего они гордились своим суши, своим саке, своими одеждами. А сейчас суши за углом, саке напротив. Что, это плохо? Мы познакомились с японской культурой, философией, стихами, музыкой. Не только японской, но и с латинской, африканской, американской, российской. Вот это и есть глобализация. Лучшее, что есть в мире должно принадлежать не только японцам, любой нации нельзя замыкаться только в своем, это примитивно. Я повторяю мысли других: планета - для людей. Люди разные, это не значит, что они должны быть стандартно клонированными или примитивно посаженными кем-то в какие-то рамки, упаси Боже. Но они глобальны. Они люди Земли, а не Рязанской губернии или Японии. И значит все лучшее, что есть на Земле: музыка, культура, стихи, звуки, одежда - оно должно принадлежать людям Земли, тем, кто способен осознать и взять. Есть же дебилы, которые ограничены в своих возможностях, но для нормальных людей, для подавляющего большинства, конечно, культура, мысль, религия Земли - лучшее, что есть, должно принадлежать всем.

А вы не боитесь, что наоборот это будет вытеснено общемировой жвачкой типа МакДональдса, и суши будут в итоге загнаны…

Нет, секундочку. МакДональдс никогда не будет глобальным явлением, нормальные люди всегда будут есть либо в хороших ресторанах, либо на кухне… Я же говорю о лучших достижениях, а не массовых достижениях - это разные вещи. Но, повторяюсь, всегда будут люди, которые не пойдут в МакДональдс.

Так он сейчас по доступности просто вытеснит…

Никогда он не вытеснит. Поезжай по стране, посмотри. Ну кто вытеснит сибирские пельмени, кто и когда, какой МакДональдс? О чем ты говоришь? Кто украинский борщ вытеснит, кто харчо вытеснит, кто шашлык вытеснит? Это всегда было, есть и останется. А то, что какая-то часть людей будет поглощать еду из МакДональдса - ну что поделаешь, ну так устроен мир. Молодцы американцы, они придумали то, что быстро, то, чем все-таки не травятся. Плохо, что наши купились на это, хотя у нас есть тот же квас, и те же блины - куча своего. Пошла такая тенденция, что все родное надо продавать. Но это не мировая культура, это сиюминутная ситуация, такая мелкая ситуация, которая не достойна нашего с тобой разговора, мы говорили о более серьезных вещах. МакДональдс - это мелко, а культура, я говорю о культуре, в данном случае культура пищи, это серьезно, ее никто никогда не заменит и никуда не вытеснит.

Артём Агапов

Автор выражает благодарность директору оркестра Глобалис Станиславу Симонову за помощь в организации интервью.

Глобалис в сети интернет: http://orkestr-globalis.chat.ru

Используются технологии uCoz