Музыкальный Вестник. К содержанию


ПИЛОТ. Разбор полетов.


MP3 от ПИЛОТА: песня "Про гитару" - распространяемый только в интернете бонус к "Сказке о Прыгуне и Скользящем"

Илья Черт

Илья Черт

  ПИЛОТ. Год назад это имя впервые прозвучало на всю страну. Именно тогда группа приняла участие в фестивале НАШЕСТВИЕ, а песня "Братишка" с альбома "Сказка о Прыгуне и Скользящем" попала на сборник "Брат-2. За кадром" и в жесткую ротацию на НАШЕМ радио. Однако ни тогда, ни сейчас ПИЛОТ так и не влился в общую обойму артистов, НАШИМ Радио привечаемых. Наоборот, в окружении популярных ныне коллективов группа выглядит слегка не в своей тарелке. Нету в ПИЛОТЕ глянцевости, столь современным бэндам присущей. Хитов группа не пишет, ни за кем не бегает, резко меняет стили от альбома к альбому в зависимости от состояния и настроения… Впрочем, надо сказать, не особо бегают и за самой группой. Такова реальность - добиться популярности, к ней не продираясь, крайне тяжело, ПИЛОТ же самораскруткой почти не занимается, потому и сказать, что они очень уж на виду сложно. То есть, конечно же, песни их крутятся по радио, название коллектива временами бывает на слуху, но большинство слушателей так и останавливает свое знакомство с группой на паре радиохитов. Мол, кто такой ПИЛОТ? Да это те, которые "Братишку" поют. Круг же людей, по-настоящему знакомых с творчеством группы и за этим самым творчеством следящих, к сожалению, не так уж широк. Впрочем, есть и в этом свои плюсы - нередко популярность, обретенная артистом, начинает управлять им (есть на нашей эстраде такие примеры), а слушателей привлекает уже не сама музыка, а ее модность. Грозит ли это ПИЛОТУ - вопрос риторический, доживём - увидим, но пока группа находится в блестящей форме и плодами шоу-бизнеса ещё не давится.

Я встретился с Ильей Чертом на НАШЕСТВИИ-2001, где ПИЛОТ выдал один из лучших сетов второго дня и был очень хорошо принят публикой. Там мы и договорились об интервью, в котором пробежались по всей истории группы. Вот что из этого всего получилось:


Илья, сейчас помимо песен вы пишите полноценные, самостоятельные стихи. А с чего вы начинали: с музыки или лирики?

Сначала начал играть на гитаре чужие песни в 13-летнем возрасте. Где-то с 15 лет начал писать песни сразу под музыку. И только спустя года 3-4 появились стихи.

А потом? Как вы начали участвовать в группах?

В своей первой группе (АГРЕССОР) я играл исключительно на электрогитаре и даже не помышлял о пении. А во втором моем проекте (НЕГОДНИКИ, впоследствии ставшие небезызвестной группой TOXIC WASTE) я дебютировал в роли барабанщика на записи первого альбома. И только потом я начал участвовать в TOXIC WASTE как гитарист и второй вокалист.

А откуда есть пошла MILITARY JANE, коллектив, изначально игравший жесткую музыку с англоязычными текстами, а впоследствии перешедший на русский язык и преобразовавшийся в ПИЛОТА?

Я и гитарист Алексей Алфеев в то время играли в группе AL.EX. После репетиции мы с ним зашли на репетицию к группе SURFING STONE, в которой тогда играли барабанщик Витя Кузьмичев, гитарист Рома Чуйков и басисит Виталий Белозеров. Зашли просто за сигаретами, а там дальше как всегда... портвейн, еще... затем поджемовали, нам понравилось, решили собраться еще разок в таком составе. Ну а потом все лишние как-то сами откололись. Так мы дружно развалили 2 коллектива.

Илья Черт

Илья Черт

Почему изначально творчество было англоязычным и с чем связан переход на русский язык? (какие-то изменения в группе или изменения в личности?)

Песни на русском писал с 15 лет, но никогда не относился к этому серьезно (исключительно для друзей). MILITARY JANE также поначалу существовала, как проект для собственного удовлетворения, а в то время мы все были увлечены сиэттловской волной (на чем и сошлись). Только потом, когда на концерты стало ходить много людей, мы решили сделать из этого проекта серьезную группу. Тогда-то парни и вспомнили о моих русских песнях, да и Шевчук на мозги накапал. Он очень хотел, чтобы мы участвовали в фестивале на Петровском в 96, но было условие, что петь надо обязательно на русском языке. Так все и сложилось с 2х сторон.

Некоторые для серьезности как раз переходят на инглиш. Как вы думаете, реально нашим группам пробиться на запад или серьезно заниматься музыкой у нас - это петь на русском?

Что толку петь итальянцам на тунгусском, если они ничего не понимают? В нашей стране, кроме двух напыщенных столиц никто толком аглицкого не разумеет. БУДЬ ПРОЩЕ И НАРОД К ТЕБЕ ПОТЯНЕТСЯ!

Так нет, а если изначально взять и рвануть в Америку. Вот, RED ELVISES, например...

Я терпеть не могу Америку с ее кока-колой и гамбургерами. И глупыми фильмами. Думаю, никогда бы не смог жить в этой стране. Мне кажется, что люди там зациклены исключительно на материальной стороне жизни, а я как раз против этого и борюсь. C удовольствием поездил бы с концертами для эмигрантов, но уверен, что западный слушатель нас бы не понял.

Возвращаемся к Пилоту в 96-97. А с Шевчуком вы как-то тогда сотрудничали? То есть, многие молодые питерские группы заключили контракты с созданным им "Театром ДДТ" и т.д...

С Театром ДДТ (который никакого отношения уже не имеет к группе ДДТ) у нас очень натянутые отношения. В 97 году (тогда уже Шевчук и Ко и Театр ДДТ разделились) мы пришли к ним с просьбой помочь нам с записью альбома. В ответ мы увидели выгнутые пальцы и хамство. Насколько я знаю, все группы которые заключили контракт с Театром ДДТ благополучно загнулись.

Тем не менее, молодым группам нужна помощь. Очень много разговоров и слухов о помощи вам Константина Кинчева. Как получилось, что вы начали играть с АЛИСОЙ?

Костя помог только тем, что везде по собственному желанию (или хотению) говорил, что ему нравится группа ПИЛОТ. Это соответствует действительности. Поэтому, на нас обратили внимание. А затем он предложил нам, дословно: "можете играть с нами, где хотите и когда хотите" (конечно, в статусе разогревающей группы). Надо учесть, что ни за один концерт с АЛИСОЙ мы не получили денег. Хотя они свозили нас с собой в Мурманск, где мы вместе играли на стадионе. Мы сами у АЛИСЫ никогда ничего не просили, и наши взаимоотношения носят чисто дружественный характер. Никаких совместных дел в шоу-бизнесе у нас нет. А еще хочу добавить, что никто кроме Кости Кинчева нам вообще ничем не помог. Поэтому наша благодарность ему вполне обоснована.

ПИЛОТ

ПИЛОТ

До этих совместных концертов вы уже успели выпустить две пластинки: более спокойную "Войну" и жесткий, даже панковский по звуку "Жывой Концерррт". Какая из них, по-вашему, была более успешной?

"Война". Она до сих пор остается весьма популярной и удачной по продажам.

Кстати, из-за этой разницы в пластинках было немного затруднительно определить ваш стиль... Вы как себя позиционируете? Или против того, чтобы "вешать бирочки"?

Мы используем музыку как средство, а не как самоцель, поэтому разные песни окрашиваются разными психологическими по музыке тонами. Следующие 2 альбома у нас будут конкретно отличаться от предыдущих трех. И между собой тоже.

Многие сейчас называют ПИЛОТ настоящим последователем, хранителем традиций старого русского рока (как раз вспоминая при этом и Шевчука и АЛИСУ, да и не только их), причем чуть ли не единственным среди нынешнего поколения рокопопса. Вы себя таковыми ощущаете?

Нет, нам вообще нет до этого дела. Мы просто пишем песни, такие, как нам хочется. И играем ту музыку, которую на данный момент нас прет исполнять. Если ситуация изменится, изменится и музыка. Хотя это и так постоянно происходит, что видно из разности альбомов.

А к нынешним "героям поколения" Земфире, МУМИЙ ТРОЛЛЮ... Ну, там, к СПЛИНУ, БИ-2 и т.д. отношение какое? К музыке, которую они делают?

Из всех перечисленных хорошее отношение к Земфире. Песни ее свидетельствуют о внутренних душевных переживаниях и, как мне кажется, она все делает искренне. Остальные же модные группы мне просто не понятны. За исключением некоторых. Например, мы безмерно рады были найти общий язык с группой НЕБО ЗДЕСЬ, чему и они, собственно, рады. Хорошие люди всегда друг друга найдут.

А как же СПЛИНЫ, игравшие как "дружественный коллектив" на концерте-рождении ПИЛОТА? Или дружба дружбой, а творчество врозь?

Сашка замечательный человек. И мне очень нравились первые его работы (впрочем, как и всем). Мне кажется здесь налицо ситуация, когда деньги перевесили.
Кстати, последний альбом СПЛИНА очень даже ничего. Похоже, Саша начинает очухиваться. И слава Богу!


Тем не менее, широкую известность ПИЛОТ приобрел как раз, попав в компании с модными группами на пластинку "Брат 2. За кадром". Как это произошло?

Я хотел бы, чтобы на этот вопрос ответил Миша Козырев.

Вас что, поставили перед фактом???

Практически да. И, надо сказать, факт был приятным.

Илья Черт

Илья Черт

Благодаря НР за появлением альбома "Сказка о Прыгуне и Скользящем", вышедшего весной, следила уже вся страна. Расскажите об этом альбоме. Как родилась его идея? Идея такого, скажем, масштабного в творческом плане проекта?

Последние 7-8 лет, я вплотную занимался теми вещами, которые описаны в "Сказке". Идея впихнуть все это в музыкальный альбом пришла мне после того, как наш гитарист предложил связать песни определенной историей.

А не было мысли: "На фиг я это делаю, ведь этого не поймут очень многие..."

Дело не во многих. Дело хотя бы в одном: если таковой найдется - я уже "заработаю пропуск на небеса". По крайней мере, я буду считать, что моя жизнь не была бесполезной. А судя по количеству и качеству приходящих писем, забвение мне в ближайшее время не грозит.

Вы довольны именно в этом смысле судьбой "Сказки"?

Я доволен, что нашлись люди, для которых деньги, власть, комфорт и карьера не самое главное. И очень важно, что такие люди, как правило, являются аутсайдерами в обществе. "Сказка" является, по сути, протянутой рукой помощи им. И они это поняли. Ясное дело, что общество не нуждается в таких людях. Мне важно было дать понять им, что общество также им не нужно. И в этом уравнении в выигрыше остаются только они.

Голоса Шевчука и Нефедовой, по-моему, очень удачно подошли "Сказке", причем именно с фонетической, так сказать, точки зрения... Почему выбор пал на них, и как они отнеслись к работе над альбомом?

Выбор пал исключительно из-за фонетических особенностей голоса. И Маша, и Юра отнеслись к работе как нельзя лучше. Ибо являются далеко не глупыми людьми. И понимают разницу между "конфетой в яркой обертке" и Светом.

Так получилось, что "Сказка" вышла только тогда, когда уже был почти записан ваш новый альбом. Можно пару слов о нем? О чем он, что лежит в его основе?

Новый альбом будет собранием самых хитовых вещей, исполнявшихся на концертах в последние 3 года, но старательно приберегавшихся до лучших времен.

С издателем опять проблемы или наконец-то лэйблы поверили в ПИЛОТА?

Альбом еще не сведен. С производством нормального продукта в Питере, к сожалению, тяжело - не хватает умения и финансов. Надеюсь, пластинка выйдет к концу осени. Так обещает лэйбл. Надо сказать, что Москва на обещания щедра.

А кто издает? И почему не ездите записываться в Москву?

Выпускает нас фирма Extraphone. А вот насчет денег: я заметил в Москве любят экономить на всем, лишь бы себе побольше положить в карман. Поэтому и пишемся мы в Питере, и клипы снимаем у знакомых друзей.

А проект ФРГ, в котором вы участвуете. Будет ли что-нибудь помимо состоявшегося совместного концерта с Джеффом?

Джефф рассорился с Конвисером, поэтому проект ФРГ благополучно затонул. А жаль. Было весело.

НАШЕствие 2000 и 2001. Вы побывали и там, и там. Сравните свое положение, статус на обоих.

В первый раз был момент "виляния хвостом". Во второй же раз нам откровенно было "положить с прибором" на мнение о себе.

И последний вопрос: как вы относитесь к интернету и проблеме mp3 в сети. Вы против их распространения?

Мы за интернет обеими руками.
"Потому что совместный труд для моей пользы - он объединяет"
(с) кот Матроскин.


Спасибо!

Артём Агапов

Автор выражает благодарность веб-мастеру официального сайта ПИЛОТА Алексею Голубеву за помощь в подготовке материала

Используются технологии uCoz