Музыкальный Вестник. К содержанию


"Чайка 2"
НПЦ Украина. Киев.
24-25.08.01

"Чайка 2". Рэпперы начинают и проигрывают


ДеЦл

ДеЦл

 Круглая дата всегда обязывает к чему-то громкому и пафосному, а если это еще и 10 лет независимости, то во сто крат.
  Организаторы обещали, кроме хорошего настроения, новые имена, которые не сегодня-завтра прогремят. Рэпперы - революцию. Рокеры ничего не обещали, но этой категории проблемы и толпа слушателей традиционно гарантированы. Итак, кто из них сдержал свое слово?



День первый - "революции бойцы" против собственных лидеров

  Первый день был хип-хоповый - вот где на полную катушку реализовалась возможность у противников речитативов злорадно потереть руки. Мало того, что концерт начался почти с двухчасовым опозданием, так еще и к официальному началу фестиваля на поле было всего пара сотен самых ревностных поклонников рэпа. Организаторы решили немного потянуть время, чтобы артистам не пришлось выступать только для журналистов и близких друзей музыкантов, но ощутимо больше от этого людей так и не стало. Да и те, что пришли, на своих будущих кумиров реагировали довольно вяло.

  По правде говоря, особого повода для веселья действительно не было. На сцене менялись лица и количество выступавших, но каких-то существенных перемен не наблюдалось. Те, кто находился поблизости от концертного поля, вполне могли подумать, что это музыкальный марафон одной-единственной группы. С мини-диска звучал один и тот же ритм, лишь слегка дополняясь различными вариациями. А "глубоко философские" тексты, слизанные как под копирку, разобрать было почти не возможно. Доносились обрывки фраз типа: "Это наш день. Мы пришли. Я не вижу ваших рук. Мы - революции бойцы". По словам главного идеолога хип-хоп движения, а по совместительству лидера московской группы BAD BALANCE Шефа, "их мало услышать здесь, вслушаться нужно". Наверное, разницу между всеми представленными командами улавливал только он и его соратники. В результате донецкая группа ГОЛОС ДОНБАССА в скором времени отправится в Москву и вольется в BAD B АЛЬЯНС. Хотя чем она отличается от ЮЖНОГО ЦЕНТРАЛА, ЗЕЛЕНЫХ КАШТАНОВ и им подобных, для меня осталось загадкой.

  Впрочем, группы УБИТЫЕ РЭПОМ, UГО и DAZ MACHINE выгодно отличались от всех остальных. Причина одна - они работали с "живыми" музыкантами. Но если для МАШИНЫ это уже традиция, то два остальных коллектива впервые выступали подобными составами, и видимо поэтому, выглядели, как их младшие братья. И все же по ушам толпы все они прошлись хорошо, внеся разнообразие в этот монотонный день. Однако тот же Шеф, услышав эту троицу, недоуменно произнес: "Что делают рокеры в рэп-обойме?"

  Наконец наступила долгожданная кульминация. На сцене появились первые хэдлайнеры - BAD BALANCE. К их выступлению народ действительно подтянулся, и поле заполнилось приблизительно на треть. Чем-то они все-таки лучше всех предыдущих, раз вся толпа подпевала их песни. Хотя сделать это и новичку было нетрудно. Тексты такие же простые и традиционные.

БЕЛКИ

БЕЛКИ

 А дальше людей, не имеющих никакого отношения к хип-хопу, ждала совершенно неожиданная развязка. Закрывал концерт ДеЦл, который считается лидером российского рэпа. Восемнадцатилетний юноша, выглядящий в лучшем случае на 15, носился по сцене как заводной и, надо сказать, молотил языком куда лучше многих других. Но до сих пор не понятно, почему при его появлении на сцене из толпы полетела масса пластиковых бутылок и вообще всего, что было под рукой. От травм его спасла V.I.P.-зона, которая отделила артистов от фанатов метров на 20. Вместо него досталось одному из зрителей, которому стеклянная бутылка угодила прямо в голову. Публика явно пришла для того, чтобы высказать свое "фе" одному из лидеров рэп-движения. В толпе появился плакат "Децл! Go home!" а те, у кого руки были свободны, тыкали в сторону сцены средний палец левой руки. Самые большие "оригиналы" даже приспускали свои штаны и поворачивались к выступающему спиной. Так вот, на "пятой точке" и завершился первый день.

  В общем, состоялась скорее не революция, а забастовка среди "своих". Но то, что у хоперов вообще появился свой фестиваль, - конечно прорыв.


День второй - "глоток живительного рока"

  В отличие от первого дня, "роковый" получился гораздо более интересным и богатым как на новые имена, так и на хэдлайнеров. Правда, все началось немного хуже. Думаю, многие рэперы остались бы довольными, увидев несколько десятков людей, честно пришедших к началу концерта. Выступление снова началось с полуторачасовым опозданием. И из-за этого финал опять-таки оказался скомканным.

  С первой "вылазки" у большинства групп можно было определить приблизительную дату их образования. Многие представляли собой более или менее приемлемое клише с какого-то западного исполнителя. Этот топ-лист вполне могут возглавить ранние RED HOT CHILLY PEPPERS: тот же речитатив и жесткая музыка. Вслед за "горячими перцами" разместился весь ленинградский рок-клуб образца середины 80-х: чуть-чуть ЗООПАРКА, немного АКВАРИУМА, и так с миру по нитке. Слава богу, что среди этих команд были и те, к которым трудно подобрать аналог. Наиболее же интересными оказались три коллектива. МАРГО - мощная энергетика, драйв и экспрессивность, помноженная на неплохие вокальные данные солистки; БЕЛКИ - тот же драйв, но главное, заметный рост даже по сравнению с прошлой "Чайкой". У этого панк-трио явно прибавилось мелодизма и улучшилось качество игры. Третьи, КУВАЛДИН И КАТАПУЛЬТА - перерожденное THE ВЙО. Ничего общего с той группой, кроме фронтмена Мирослава Кувалдина, они уже не имеют, но это обстоятельство явно пошло им на пользу. Стебные тексты, оригинальный замес регги и еще много чего, а также шоу минимумом усилий. Блестящий красный костюм на голом теле Мирослава стал главной изюминкой - женская половина публики, сверкая глазами, ждала, когда же с певца сваляться брюки, постоянно сползавшие ниже пояса. Из всего потока молодых дарований именно КАТАПУЛЬТИСТАМ и БЕЛКАМ удалось завести толпу. В "белый" список можно было бы добавить еще ДАЛЕКО, ОДРЫ и СТАНЦИЮ "МИР", но опробовать свою музыку на массах им так и не довелось, поскольку они выступали в самом начале перед парой десятков журналистов и тремя сотнями зрителей.

  Вообще, дебютантам БЕЛКАМ и КАТАПУЛЬТЕ повезло больше всех. Они выступали перед выходом хедлайнеров, а к их появлению на сцене народа уже подтянулось столько, что все поле перед сценой было забито почти до отказа.

СПЛИН

СПЛИН

 Естественно, с появлением первого тяжеловесного орудия - СПЛИНА - несколько десятков тысяч просто взревели. Музыканты неплохо пощипали нервишки своим поклонникам. Пока народ скандировал: "Саша!", - Васильев, в своих трусах а-ля российский флаг поверх джинсов, спокойно покуривал за кулисами и о чем-то болтал с другими музыкантами. Но терпение толпы было вознаграждено. За 40 минут своего выступления питерцы сыграли все песни, раскрученные телевидением и радио. Остается только добавить, что их бесспорный хит "Феллини" звучит гораздо лучше, чем у БИ-2, минимизировавших аранжировку до предела. Да и дуэт СПЛИН-БИ-2, скорее, искусственное образование - чувствуется, что песня писалась Васильевым для себя.

  По тому же сценарию, то есть исполнив все раскрученные песни, отыграли Борзов и GREEN GREY, которым опять-таки подпевала вся толпа. А вот для VV, увы, уже времени не хватило, и они представили только кусочек новой программы. Народ так и не услышал "Весны" и "Танцев". Однако публика все равно завелась. Скрипка был экспрессивен, как всегда, и даже на несколько градусов больше - днем термометр у него показал 38,5.

  А на закуску, что стало для всех неожиданностью, на сцене появились БЕЛКИ в компании с GREEN GREY и хором "Благовест". Причиной временного примирения этих групп стало исполнение рок-гимна Украины "Україна, ти належиш мені", который БЕЛКИ написали около 5 лет назад, взяв за основу припев одной из песен британской малоизвестной панк-группы, где есть слова "Британия, ты принадлежишь мне".


"Чайка" без эпитетов

За два дня на фестивале побывало 45 тысяч людей. В первый день - 15, второй - 30. Пива выпито 5 тысяч литров. Задержано 3 человека: двое в первый и один во второй. Охраняло фестиваль 220 человек в первый и 170 во второй дни, включая частную охрану.

Что хорошо
1. Город избавился от одного громкого фестиваля в центре города. Теперь пенсионеры могут спать спокойно.
2. У молодежи появился нормальный фестиваль, в котором не смешивают "божий дар с яичницей" и народный хор с Натальей Могилевской.
3. У молодых групп появилась возможность показаться на глаза многотысячной аудитории.

Что плохо
1. Поставив все известные группы на конец выступления, организаторы практически лишили многих действительно талантливых молодых исполнителей аудитории. Стоило разбросать хедлайнеров по времени, чтобы люди приходили не под занавес концерта, а к началу.
2. Наличие 5-6 групп, присутствие которых было совсем не обязательно. Желая втиснуть в отведенные 8 часов всех желающих, конец обоих дней фестиваля получился скомканным, и часть хедлайнеров выступила меньше, чем положено и хотелось бы.

Николай Милиневский

Используются технологии uCoz