Музыкальный Вестник. К содержанию


Фестиваль "Окна открой!"
Стадион им. Кирова. Санкт-Петербург.
1.07.01

Петербургские окна


Горшок

 На этот раз Питер встретил эйфорией. Буквально за час до моего приезда питерский "Зенит" обыграл-таки московский "Спартак", что не замедлило отразиться на аборигенах: по всему городу разъезжали машины с торчащими из окон флагами "Зенита", а радостные пляски на тротуарах принимали местами массовый характер. Подумалось даже, как бы две девятки на моих номерах не вызвали у болельщиков желания отметиться на кузове, но обошлось, праздник в тот день был на их улице.

  Но праздник, на который приехал я, начался лишь на следующие сутки, в полдень у восточной трибуны стадиона имени Кирова. Скажу сразу, что дать полную хронологию события я не в состоянии, так как заполучить от организаторов распечатанный график выступлений оказалось мне не по силам, а уж запомнить всю эту массу новых имён - и подавно. Посему ограничусь просто своими впечатлениями, коих, правда, набралось немало, и по большей части позитивных.

  Во-первых, понравилась организация действа. Никаких кордонов, разделяющих толпу, никаких ста метров от сцены до публики, всё весьма комфортно. Насколько вообще может быть комфортной полуденная жара на асфальтовом поле. Но выход народ нашёл быстро - страждущие оккупировали многочисленные окрестные водоёмы и охлаждали в них свои распалённые телеса, выползая лишь к выступлениям особо любимых коллективов. А во-вторых, - этот момент сложно объяснить чем-то конкретным - сама атмосфера фестиваля показалась мне очень ненапряжной. По-моему, дело здесь в том, что большинство исполнителей - молодёжь, им это ещё не работа, а творчество, и на сцену выходить - ещё кайф, а не обязанность. А этот кайф - он же всегда чувствуется...

  Дальнейшее - вне хронологии, что запомнилось.

  Начинал заслуженный-перезаслуженный НЭП. Вот уж точно динозавр из музея. Как был чучелом, так и остался. Очень громко, очень пафосно, очень технично, но толку ноль. Сдаётся мне, что основным позывом к творчеству и по сей день служит им возможность осознавать себя крутыми рок-звёздами. Для молодёжи чем не повод, но они-то уже второй десяток лет на сцене, могли бы уж приобрести что-то и помимо этого. Главный текущий хит - "Нам всё по барабану, мы болеем за Зенит". Скучно.

  ПСИХЕЯ. Для меня - одно из открытий фестиваля. Грамотный тяжеляк, безупречное злое шоу, остры на язык... Очень талантливо. Ребята из Кургана, год назад приехали покорять Питер, в чём преуспели, в городе это имя на слуху, и свою аудиторию они уже имеют. Попадись они толковому продюсеру - страна получит новых героев альтернативы, взамен разъевшимся и саморазвалившимся IFK, к примеру. По энергетике способны оставить далеко позади многих из признанных властелинов толпы, вроде КОРОЛЯ И ШУТА. Пока играют по клубам, будет возможность - сходите обязательно, оно того стоит.

  БАБСЛЭЙ. Не видел их живьём года полтора, за это время они заметно набрались мастерства, что однозначно пошло им на пользу: задор прежний, а лажают меньше. А вообще БАБСЛЭЙ - одна из интереснейших групп, возникших в конце девяностых. До них стезя русского фольклора считалась напрочь застолблённой за волоокими лубочными матрёшками с Надеждой Бабкиной в качестве классика жанра, ЗОЛОТЫМ КОЛЬЦОМ в качестве текущего хэдлайнера и с БАЛАГАН ЛИМИТЕД для особо одарённых ценителей. А тут вломились живые девчонки с огнём в глазах, лихими визгами и задорными плясками. И откуда только такие в городах берутся? Цветочек сквозь асфальт и всё такое...

  PROTOZOA. О, да! Эти будут на НАШЕСТВИИ, так что увидеть их смогут многие. Почему именно увидеть? Да так... Музыку их я, хоть убей, сейчас не вспомню, но вот внешность! Всё своё ношу с собой, да ещё и демонстрирую, называется. Загляните в фотоотчёт о фестивале - сами убедитесь.

БГ

 ВРАГИ. Знакомые местные журналисты рекомендовали обратить на них внимание. Группа и вправду неплохая, но после ПСИХЕИ смотрелась не особо выигрышно. Тоже тяжёлая альтернатива, тоже талантливо, но в сравнении с ПСИХЕЕЙ бледнее на порядок. Или это просто был не их день.

  ТЕЛЕВИЗОР. Вопреки всем опасениям, жив и прекрасно себя чувствует. В составе вновь четыре человека - к Борзыкину с Шумайловым добавились барабанщик и перкуссионист. Песни играли старые, в обновлённых аранжировках. Борзыкин по-прежнему отличный фронтмен и страстный вокалист, вся его бескомпромиссность при нём и совсем не утратила актуальности. "Сыт по горло" вполне могла быть написана и сейчас, ничего, по большому счёту, не изменилось. Михаил Борзыкин - главный герой следующего номера МузВеста, читайте!

  Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК. Имя, знакомое по московским афишам, но услышать их раньше как-то не случалось. Сильнейшее впечатление фестиваля, просто не хватает слов, настоящий культурный шок! Им довелось выступать следующими после КОРОЛЯ И ШУТА, то есть в условиях, максимально приближённых к боевым. Получить бутылкой от разгорячённых поклонников КиШа, расстроенных быстрой разлукой с любимцами, было не то, что весьма вероятно, а практически неизбежно. Но провожали ГРУЗОВИКОВ аплодисментами - невероятно, но факт. Да и было за что. Днепропетровские музыканты обрушили со сцены бешеный драйв, отточенное звучание, отличные неглупые и небанальные тексты, и самое интересное, что всё это великолепие достигается минимальнейшими выразительными средствами: в составе группы всего два инструмента: барабаны и бас. О басисте речь особая. Уму непостижимо, как он ухитряется извлекать весь этот шквал из одного, причём традиционно не солирующего инструмента. Уже по возвращении в Москву я купил их альбом и теперь слушаю, слушаю, мечтая попасть на первый же клубный их концерт.

  КОРОЛЬ И ШУТ. Явные хэдлайнеры, спешившие на фестиваль аж из Нижнего Новгорода. Их появление было обставлено действительно красиво. Ведущий отслеживал их продвижение по городу, связываясь с ними по мобильному телефону и сообщая публике оперативную информацию. Кончилось это тем, что взмыленный автобус с нижегородскими номерами и музыкантами на борту встречала уже заметная толпа почитателей, что несколько затруднило проезд к гримёркам. Но все трудности позади, и вот ОНИ уже на сцене. На поле максимальное скопление народа, ОМОН у сцены занял стратегические позиции, нервно поигрывая дубинками, фотокамеры корреспондентов наготове... Началось! Не скажу, что я сильный поклонник КиШа, но их шоу проберёт кого угодно. Визуальный разброс образов от тоненькой фигурки скрипачки Маши до свирепого Горшка, похожего на натурального пирата в своей чёрной бандане, создаёт впечатление некого балагана, играющего на сцене какое-то своё представление, саундтреком к которому и идут исполняемые песни. Ну и что, что звук традиционно говённый. Ну и что, что в этом месилове нормальному слушателю уже не до музыки, быть бы живу, что называется. Эта махина пробирает всех. Наглядный пример полезности битья о стену головой, пробили же! С клубных площадок самостоятельно на стадионы - едва ли не единственный такой пример у нас. Достойный, кстати, подражания...

  ДЖОНС КИХОТ. Вполне возможно, что оригинал названия пишется латиницей, но на афишах они значились именно так. Этот норвежский коллектив оказался единственной группой из дальнего зарубежья, выступившей на фестивале. Представили их как первых западных музыкантов, заключивших контракт с питерским лейблом, видимо, из этих же соображений и пригласили на фестиваль. В глаза (а точнее в уши) бросилось уверенное мастерство музыкантов, их звук был на порядок ровнее и качественней, чем у наших, а ведь играли на том же аппарате. Не знаю уж насколько это характерно для норвежских групп, но ДЖОНС КИХОТ звучал отменно. А музыка - стандартный мягкий рок, ничего особенного, но очень мило. Гвоздём выступления стало исполнение рок-хита всех времён и одного народа - "Рок-н-ролл мёртв", в припеве которого выскочил подпевать сам автор, чьё выступление как раз и было следующим.

Чиж

 АКВАРИУМ. Ну, что тут комментировать, АКВАРИУМ и есть АКВАРИУМ... Они уже давно переросли рамки и группы, и образа жизни, став просто столпом, меткой. И очень бы хотелось, чтобы они смогли ещё сделать что-либо по большому счёту прошибающее, как некогда МАШИНА ВРЕМЕНИ с "Отрываясь". БГ непредсказуем, поэтому возможно всё, а пока что АКВАРИУМ в полном релаксе, расслабленно поигрывает старые и новые хиты и не очень, делая это "здорово, великолепно", иногда даже пробирая до глубин, но целиком напоминает льва на отдыхе - может и рыкнуть, но по большей части лениво поигрывает мускулатурой, щурясь на солнышке. Но хочется всё же какой-то динамики. А на этот раз меня очень порадовала "Не стой на пути", десять лет мечтал её живьём услышать...

  ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ. По мнению Артемия Троицкого - лучшая группа России. И поди поспорь! Расхожая фраза "о вкусах не спорят" здесь, по-моему, не работает: их музыка находится за гранью каких-либо оценок, вкусовых ли, жанровых ли, она просто есть. Так же сложно дать вкусовую оценку ветру, скажем, он есть и всё. В ДМИК необычно всё - от инструментального состава (домра в рок-н-ролле, думается мне, впервые) до странной мелодики песен, не оторваться, вроде, всё просто и естественно, но напеть?.. Не-е, это не ко мне. Я лучше послушаю, альбом у них есть, знать бы ещё, где его достать...

  ЧАЙФ. Ой-йо... Отличная группа, зубры, признаны и заслуженно всеми любимы, но что о них писать? Они который год одно и то же играют, причём с теми же интонациями, вот же талантище! "Аргентину-Ямайку" спели, с подстановкой "Зенит-Спартак 2:1", вот новость, разве что...

  ПОЛКОВНИК И ОДНОПОЛЧАНЕ. О них мне сложно что-то сказать, так как для меня это одна из двух самых больших загадок в нашей музыке. Я решительно не понимаю, чем это так великолепно, настолько, что первый состав группы ослеплял звёздами, да какими! Васильев из DDT, Лёня Фёдоров, Чиж... Кричали на всех углах: "Это здорово, это супер"! С тех пор, похоже, немного воды утекло. Из звёзд остался лишь басисит-Чиж, звук уплотнился, но песенки с перлами вроде "поправить могилку мента" всё те же. Туп я, видимо, ну настолько это не моё...

  ЧИЖ&К. Завершить фестиваль доверили Чижу, и правильно, надо сказать, сделали. Финал благодаря ему получился трогательно-лиричным, в меру пафосным и совершенно позитивным. "Вечную молодость" вместе с выкрашенным в рейвера со стажем Чижом допевала вся площадь, и народ уже неторопливо двигался к метро, а вослед им неслось: "…вот такая вот музыка"...

  Вот, вроде, и всё. Были и S.P.O.R.T., и Михаил Владимиров, и ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ, и ДНК, и много кто ещё, но, каюсь, выдержать все десять часов под палящим солнцем было мне не по силам. Не хотелось праздник превращать в пытку. А это был именно праздник. С хорошей музыкой, прекрасным (что уж совсем редкость!) конферансом, без напрягов, точнее почти без напрягов с охраной, без очередей за пивом и прочих традиционно сопутствующих подобным мероприятиям обломов. Если организаторам удастся сделать этот фестиваль ежегодным, значит, мы получим ещё одно хорошее мероприятие, причём в Питере, который, в отличие от Москвы, большими действами не избалован. Будем на это надеяться, а пока...

  А пока впереди НАШЕСТВИЕ.

  Увидимся там!

Тим Гуринов

Используются технологии uCoz